Название Скачать
1 Рекомендации для Вас, родители.

В состоянии творческого вдохновения находились учащиеся общеобразовательной школы №30, когда готовились к ежегодному конкурсу инсценированной сказки. И вот победители названы: это самые талантливые учащиеся 8 «А» и 6 «Б» классов. Вместе с учащимися 10 класса они провели 28 февраля праздник книги «В гостях у сказки» для учащихся 1-2 классов. В этом году мероприятие получилось ярким, весёлым и шумным, впрочем, как и всегда. Радует то, что ребята, несмотря на загруженность, находят силы и время на участие. С каждым годом выступления становятся всё более профессиональными в плане постановки, актёрского мастерства, музыкального и визуального сопровождения. Очень приятно, когда ребята участвуют в таких мероприятиях, которые помогают им ярко раскрыть свои способности, свой талант.

11 февраля исполняется 130 лет со дня рождения писателя Виталия Бианки. В библиотеке ОШ№30 оформлена выставка-портрет. Его называют «лесным корреспондентом» и «лесным сказочником». Литературное наследие В. Бианки составляет более трехсот произведений. По книгам великого автора учились доброму и бережному отношению ко всему живому, любви к родному краю, к своей земле.

В этом году в рамках Республиканской акции «Одна страна - одна книга» в библиотеке ОШ№30 информационный обзор читаем произведения выдающегося казахского писателя, классика детской литературы – Бердибека Сокпакбаева, 100-летий юбилей которого включен в Календарь памятных дат ЮНЕСКО. Самую большую известность Бердибеку Сокпакбаеву принесла повесть «Менің атым Қожа» («Меня зовут Кожа»).

15 февраля 2024 года исполняется 35 лет со дня вывода советских войск из Афганистана. В этот день страна отдает дань уважения воинам-«афганцам» и другим ветеранам боевых действий, кто прошел «горячие точки» в различных районах земного шара. В библиотеки к этой памятной дате оформлен обзор книжной выставки. На выставке представлены книги: Сергей Бояркин «Солдаты Афганской войны», Бикбулат Хазыров «Черный тюльпан», Николай Пиков «Я начинаю войну!», Михаил Кожуков «Над Кабулом чужие звезды», Ғалым Қожабеков «Қанды көйлек қарулас», Амангельды Жантасов «Второй мусульманский»

В рамках проекта «Читающая школа» в КГУ «ОШ№30» к 130 летнему юбилею Сакена Сейфулина были проведены следующие мероприятия: классные часы, литературный марафон, квест, составили постер на тему "Жизнь и творчество С Сейфуллина", смотрели презентацию "Виртуальное путешествие в музей С.Сейфуллина", собирали картинки природы - пазлы к стихам, оформлена выставка. В ходе занятия ребята ознакомились с биографией писателя, интересными и переломными моментами его жизни и творчеством. Делились мнением о прочитанных книгах.

В этом году в рамках Республиканской акции «Бір ел- бір кітап» «Одна страна-одна книга» в школе оформлена выставка выдающегося казахского писателя, классика детской литературы – Бердибека Сокпакбаева, 100- летий юбилей которого включен в календарь памятных дат Юнеско. Читайте, окунайтесь в волшебный мир через книги Бердибека Сокпакбаева.

По страницам казахских писателей

17 января 2024года в КГУ «ОШ№30» в рамках проекта «Читающая школа» прошел литературный обзор «По страницам произведений казахских писателей» в 8-х классах. В начале этого интересного мероприятия с презентацией выступила библиотекарь Токбаева У.А , а затем сами учащиеся Мораш Злата и Недоходова Александра презентовали произведения популярных казахстанских авторов. Злата рассказала о своих любимых писателях, о героях произведений. Александра составила рейтинг казахстанских писателей и объяснила, почему тот или иной писатель находится на вершине составленного списка. А каковы ваши предпочтения? Каких современных казахстанских писателей вы знаете?

В 1 "А" классе в рамках реализации проекта "Читающая школа " у учащихся, прошёл классный час на тему : "Казахские народные сказки". Учащиеся узнали на какие виды жанров делятся сказки, почему у казахского народа сказки зачастую о животных, а также узнали названия сказок где встречается полюбившийся нам Алдар Косе.

Зимние каникулы - самое прекрасное время для чтения книг. Учащиеся 9 "А" класса предлагают вам интересные книги для чтения. Это неувядающая классика - шедевры мировой литературы.

Зимние каникулы - это отличное время для отдыха и чтения книг. А чтобы лучше читалось, нужно украсить дом по-зимнему, сказочно. Тогда чтение будет уютным и приятным. Читайте и зимние каникулы превратятся в сказку, так призывают ребята 2а, 2б, 2в классов.

Свободное время ребята из 6а, 6в классов постарались проводить не только активно, но и полезно. Много внимания они уделили своему хобби — чтению. Цель-повышение интереса детей к чтению, пропаганда художественных произведений на казахском языке, формирование читательской грамотности и творческих способностей.

Учащиеся 5а, 5б, 5в классов проявили большую активность. На каникулах не просто отдыхали, ещё они самостоятельно занимались пополнением своих знаний, через чтение художественной литературы. Читали вслух, отгадывали загадки, рисовали. Зима — особенное время года! Приближается пора, когда можно остановиться, выдохнуть и никуда не спешить – каникулы! И ученики 3 «А», 3 «Б» классов с пользой их проводят за интересной книгой. Ребята окунулись в захватывающие истории сказочных приключений, в мир, где они получат удовольствие от сказки, научатся лучше взаимодействовать со сверстниками и делиться с окружающими позитивными эмоциями В течении всех зимних каникул ученики постоянно читали дополнительную литературу. Сказки, рассказы, стихи. Затем с огромным удовольствием делились о прочитанным и о том как они отдыхали на каникулах. Все под впечатлением.

Зимние каникулы - самая любимая пора всех детей. В это время большую часть своего свободного времени дети проводят дома, потому что бураны и морозы не дают выйти и поиграть на улице. В самый раз взять интересную книгу и начать читать. Книга – это лучший собеседник. Она вдохновляет нас, заставляет задуматься о чем-то важном, наполняет жизнь яркими эмоциями. Когда ты читаешь книгу, погружаешься в совершенно другой мир, полный невероятных приключений. Учащиеся 7, 8, 11 классов с интересом и увлечением провели время за чтением уникальных книг. Ученики 8 "Б" класса, например, на своих зимних каникулах прочитали А.Нурлана «Кубический лабиринт», «Мифы и легенды народов мира», разнообразные школьные энциклопедии.

Во время зимних каникул учащиеся 9 "Б" класса участвовали в литературной встрече, в ходе которой знакомились с новыми литературными произведениями казахстанских писателей. Ребята весело и интересно провели время, читали отрывки из произведений, обсуждали свои любимые книги. Учащиеся 1 "А" класса уже освоили алфавит, а это означает, что каникулы можно провести с пользой! По рекомендациям своего учителя Паламарчук Татьяны Николаевны, дети окунулись в мир казахских народных сказок, где поближе узнали Алдар-Косе, который не раз встречался на страницах Букваря.

Каждый сезон прекрасен по-своему. Зимний сезон особенный: хрустящий снег, белый иней, сверкающий лёд. Дети любят зимнюю пору, полную радости и веселья. Как же прекрасно зимним морозным вечером окунуться в волшебный мир книги. Учащиеся 4 классов во время новогодних каникул совершают незабываемые экскурсии в мир книжных фантазий

Ученики 1 «Б» класса в период осенних каникул провели свободное время интересно и с пользой! "ОСЕНЬЮ МЫ НЕ СКУЧАЕМ,А ЧИТАЕМ" Мы любим читать сказки о временах года, где отмечают красочные сочетания в природе.

\"Известные поэты и писатели Казахстана\"

В предверии праздника Независимости Республики Казахстан в ОШ 30 заместителем директора по ВР Горбачевской Т.А. и школьным библиотекарем Токбаевой У.А. по реализации проекта "Читающая школа" проведен для учащихся 9 классов литературный обзор с использованием передвижной фото выставки областного краеведческого музея города Костаная "Вехи Независимости"

На осенних каникулах учащиеся 6-ых классов ОШ№30 посетили Костанайский областной мемориальный музей известного казахского педагога-просветителя Ыбырая Алтынсарина. Сегодня, 2 ноября день рождение великого писателя. Он внёс большой вклад в образовательную систему Казахстана. Мы узнали о жизни и деятельности этого выдающегося человека.

Во время осенних каникул «Осенью мы не скучаем, а читаем» учащиеся КГУ «ОШ№30» продолжают чтение интересных книг. Кроме чтения проводятся викторина по сказкам, конкурсы «Цветные вопросы», «Сказочные предметы», «Волшебное средство». Конкурс семейного чтения проведено дистанционно, фотоконкурс «Папа, мама, книга и я: вместе - книжная семья. Читаем на каникулах». Кужагальдинов Санжар с братом читают Сборник русских народных сказок. Омарханов Амир казахская народная сказка Как Алдар Косе хана лечил. Тополов Богдан Шварц Сказка о потерянном времени и т. д.

В школьной библиотеке КГУ «ОШ№30» ребята ознакомились с выставкой ко Дню Республики «История независимости в фотообъективе». На выставке показаны некоторые этапы становления Казахстана. 25 октября для нашей страны - одна из важнейших дат в истории Казахстана. Именно в этот день в 1990 году была принята Декларация о государственном суверенитете Казахской ССР. По сути, это был первый шаг страны на пути к независимости. 25 октября утверждается национальным праздником, Днем Республики. Это историческое и очень важное решение. «Казахстан, провозгласив свой суверенитет, начал свой путь к независимости. А Декларация (25 октября 1990 года) стала первым шагом и важным этапом в процессе получения независимости, который обозначил национальные интересы Казахстана в сфере экономики».

В рамках проекта «Читающая школа» в КГУ «ОШ№30» прошла игры-викторины «Знаешь ли ты историю Казахстана». В этих играх приняли участие как начальные классы, так и учащиеся среднего звена. Во вторых классах ребята активно отвечали на вопросы викторины, используя свои знания об истории страны, и пополнили копилку знаний новыми интересными фактами. Кроме игры, дети читали стихи Музафара Алимбаева о Родине. А в завершении игры, отвечая на вопросы, еще раз обосновали, кто такой патриот страны. В 4 «а», 4 «б» викторина посвящена творчеству Ыбрая Алтынсарина, ученого и исследователя, который внес огромный вклад в образование казахов и культуру нашей Родины. Учащиеся пятых классов провели игру-викторину по истории Казахстана «Образование казахского ханства». Цель викторины – формирование активной гражданской позиции и воспитание казахстанского патриотизма. Ребята отвечали на вопросы про жузы, про ханов, в ходе игры прослеживалось их знание по истории Казахстана. Мероприятие прошло очень плодотворно. Все учащиеся показали высокий уровень знаний по истории и культуре родной страны

В библиотеке КГУ «ОШ№30» книжная выставка «История педагогики Казахстана». Развитие педагогической мысли на казахской земле началось с VII века. Вопросы, касающиеся педагогики, были обнаружены и нашли свое развитие в трудах таких мыслителей, как: Коркыт-ата, Аль-Фараби, Жусипа Баласагуни, Махмуда Кашгари, Ахмета Жуйнеки, Хожа Ахмета Ясави, Сайфа Сараи. Великий ученый, мыслитель и энциклопедист Аль-Фараби в своих научно-философских трудах решает ряд актуальных проблем дидактики. В педагогическом наследии Аль-Фараби представлены вопросы разработки, создания средств обучения, образования. А проблемы этнопедагогики и этнопсихологии нашли широкое отражение в произведениях Шокана Валиханова, Ибрая Алтынсарина, Абая. Среди первых казахских писателей, обратившихся внимание на проблемы образования, был известный советский писатель М.О.Ауэзов, которого по праву называют ученым-педагогом Его литературная и педагогическая деятельность проходила под влиянием Ч.Валиханова, И.Алтынсарина, Абая. По традиции День учителя в силу своей специфики всегда превращается во всенародный праздник. Все в свое время были учениками и помнят своих учителей, стараются их поздравить и выразить благодарность.. Такое уважительное отношение к учителю заложено в культуре казахов: Еще Аль-Фараби писал, что учителю присущи высокие добродетели — честность, справедливость, мудрость. Великий Абай Кунанбаев на целую эпоху опережал свое время, уделяя особое внимание нравственному воспитанию молодежи. Первый казахский педагог и просветитель Ибрай Алтынсарин заложил основы современной педагогики.

15 мая 2022 года – Международный день семьи. В этот праздник принято дарить теплые слова и подарки членам своей семьи, а также проводить время вместе.
Семья – самое важное. Семья – это люди, которые будут любить тебя несмотря ни на что. Семья – это добро, поддержка, любовь, уют, благополучие.


Сегодня прошел большой праздник в КГУ «ОШ № 30» «Праздник книги». Книга входит в жизнь с самого раннего детства, и мы привыкаем к ней, как привыкаем к воздуху, которым дышим, к солнцу, которое освещает всё вокруг. Книга рассказывает нам и про школьную жизнь, и про дальние страны, и про сказочных богатырей, и про наших сверстников, живущих рядом и на других континентах. На этом празднике чтецы рассказали все про книги. Была приглашена на праздник Королева Книга, которая   распрашивала детей о книгах, как вести себя в библиотеке, как обращаться с книгой. Ребята отвечали с удовольствием, было очень весело. Просмотрели сценку «Две книжки» и сценку из прочитанных произведений. Встретили сказочного героя зайца, который вышел на сцену вместе с ученицей, которая прочитала стихи. Спели песню «Что тебе подарить».  Улыбки не сходили с лиц ребят, им очень понравилось мероприятие. И в заключение заяц раздал всем ребятам буклеты, как вести себя в библиотеке и как обращаться с книгой.


В настоящее время перед школой стоит задача приобщения детей к книге, воспитания интереса к чтению, формирования будущего читателя. В КГУ «ОШ № 30» проведено 1 «А» классе внеклассное мероприятие «Знакомимся с писателями сказочниками» (Шарль Перро, Ганс Христиан Андерсен, Александр Сергеевич Пушкин). Познакомились с биографией и творчеством писателей. Ребята подготовились основательно к классному часу, выбрали по желанию произведение, прочитали и нарисовали иллюстрацию. Во время проведения мероприятия дети презентовали свои работы. 

 

   


Школьная библиотека  в   КГУ « ОО школа №30»  распахнула свои двери  для юных читателей  на неделе детской книги.   Учащиеся 1 классов совершили увлекательное  путешествие в мир книг:  вновь вспомнили  основные правила  нахождения в библиотеке,  как выбирать книги и как вести себя на абонементе  и в читальном зале. Также детям расказали о правильном обращении с книгами, особое  внимание  было  уделено энциклопедиям  и словарям. Ребята узнали, что такое «абонемент», «читальный зал», «формуляр», что каждая книжка  стоит  на своем месте и по какому принципу книги  располагаются в  библиотеке. Увлекательной для детей стала интеллектуальная игра  «Мудреные вопросы ученого кота» по сказкам Пушкина, где учащиеся   смогли блеснуть своими знаниями. К учащимся 2-х классов  в гости заглянули персонажи сказки «Бременские музыканты» атаманша и принцесса, которые  играли с учащимися в викторину «Волшебные сказки». А игру –викторину по сказкам «По сказочным тропинкам» провели  для учащихся  3-х классов  красная шапочка и серый волк. Для  4-х классов библиотекарем проведены такие мероприятия:  «Своя игра» , где  «Кто автор этих строк?.»,  Загадки. , Загадки о героях сказок, Кто что сделал? , Цветное произведение.  Еще была  «Своя игра» , где надо было отвечать на вопросы таких разделов: «Загадки», «Животные2, «Ума палата», «Эрудит», «Читали». Также ребята познакомились с интересными книжными выставками, посвященными важным событиям года. В результате получили массу приятных впечатлений, а главное -  проявили интерес к разнообразной литературе. На неделе  детской книги классные руководители не остались в стороне:  в   4 «б»  классе провели  викторину « Наши любимые произведения»,  в 1 «б» классе провели  чтение по книжкам серии «Знаешь ли ты?», «Чудеса природы», «Животные», «Птицы». В 3 «а»  классе прошел  классный час «Праздник детской книги»,  в 3 «б»  классе конкурс групповых проектов «Книга -  наш друг  и товарищ». Данные мероприятия повышают интерес к чтению, способствуют интеллектуально-духовному развитию подрастающего поколения.


С давних времен загадочный мир планет и звезд притягивал к себе внимание людей, манил их своей таинственностью и красотой. Человечество тремилось к звездам.
В России мысль о возможности полета в космос впервые высказал К. Э. Циолковский.
Под его руководством было построение множество космических аппаратов – искусственных спутников Земли и космических кораблей. Спутники помогают смотреть телепередачи, вести телефонные переговоры, посылать и получать телеграммы, связывать людей друг с другом. Люди создали спутники для того, чтобы изучать землю, солнце, планеты, звезды, разгадывать тайны природы.
В школьной библиотеке оформлена выставка к 12 апреля «День космонавтики» в этот день Юрий Алексеевич Гагарин совершил первое в истории человечества космическое путешествие, стал первым землянином, которому довелось непосредственно увидеть, что Земля-шар. На космическом корабле «Восток-1», Гагарин за 108 минут облетел вокруг Земли. Ракета стартовала с космодрома Байконур в Казахстане.


В школьной  библиотеке  оформлена  выставка  к празднику «Наурыз  мейрамы».   Наурыз мейрамы — праздник весеннего обновления. По восточному календарю Наурыз — начало нового года, совпадает с днем весеннего равноденствия. Для казахов этот праздник является символом весеннего обновления, торжества любви, плодородия и дружбы.


Ежегодно в первую среду марта отмечается Всемирный день чтения вслух. КГУ «Общеобразовательная школа №30 отдела образования города Костаная» участвовало в мероприятие. Основная цель – показать чтение как способ взаимодействия с окружающим миром и как возможность передачи своих эмоций другому человеку вместе со звучащим словом. Всемирный день чтения вслух ежегодно проходит под лозунгом: «Чтение – это движение вперед!». Был проведен литературный час «Поэзия минуты». Участниками мероприятия стали учащиеся 9 класса. Ведущая познакомила учащихся с отдельными моментами биографии Ғ. Қайырбекова, А. Шаяхметова и С. Мауленова. Далее познакомились с творчеством этих писателей. Далее для чтения вслух использовали: стихи Сырбая Мауленова -8 «а» класс , стихи Ыбырая Алтынсарина – 2 «а», 2«б», 3«а»классы, стихи Сусловой Александры – 6«б» класс, Акылбека Шаяхметова – 9 «а», 9 «б»классы. В заключение мероприятия участники сделали выводы: читать - это значит приобщаться к книжной культуре и творчеству. Чтение вслух полезно всем! В связи с празднованием Дня благодарности в школьной библиотеке оформлена книжная выставка «Қазақ еліне тағзым»- «Поклон казахской земле» С каждым годом этот праздник приобретает для граждан нашей страны все больше оттенков значения, становится все более важным. Важность укрепления согласия между народами, показать юным казахстанцам, что единство и дружба народов лежат в основе как государственности, так и демократического общества в целом. Акция «Подари книгу», которая сейчас идёт во всех школах страны, очень актуальна сегодня, потому что даже при развитии высоких технологий и телевидения ничто не может заменить живое чтение, когда ты с книгой один на один. Подаренная библиотеке книга кому-то из читателей может приглянуться, и он возьмёт её читать. В нашей общеобразовательной школе № 30 города Костаная прошла благотворительная акция «Подари книгу школьной библиотеке». В ней приняли участие не только учащиеся, но и родители. Хочется отметить родительницу 1 «б» класса Федоряк Анну Ивановну за новые книги, которые она принесла в библиотеку школы. Администрация школы выражает благодарность всем дарителям книг за участие в жизни школы, отзывчивость, за вклад в фонд школьной библиотеки. В рамках проекта «Читающая школа» в КГУ «Общеобразовательная школа №30 отдела образования города Костаная» была проведена литературная гостиная по творчеству Жамбула Жабаева. Тема мероприятия выбрана не случайно. В преддверии празднования 178- летия со дня рождения поэта, писателя учащиеся 7 «а» и 8-ых классов познакомились с жизненным и творческим путем великого акына, с тематикой и идейным содержанием стихов-импровизаций и поэзией военных лет. Целью мероприятия было на примере жизни и деятельности Жамбыла Жабаева воспитать у учащихся чувство патриотизма, чести, мужества и человечности. Очень интересный материал подготовили ведущие Ярошенко Александр и Гаан Никита, звучала музыка и стихи в исполнении ребят. Хотелось бы отметить проникновенное чтении Собко Давида, Шуватова Матвея -8 «а» класса, Зюбан Дарьи, Топорикова Вадима, Тимочко Яны -8 «б» класса. Практически всю свою долгую и плодотворную жизнь Жамбыл Жабаев посвятил воспеванию лучших человеческих качеств — патриотизма, благородства, верности правому делу и справедливости. Мощный талант казахского поэта оценили еще при жизни акына. Сейчас же стихи Жамбыла Жабаева звучат на более чем 50 иностранных языках. Творчество поэта сберегло актуальность и поныне. В рамках проекта «Читающая школа» в КГУ «Общеобразовательная школа №30 отдела образования города Костаная» Управления образования акимата Костанайской области прошел конкурс «Книги в моём доме». Цель конкурса: определить значение книги в жизни человека, привить любовь к чтению, воспитать бережное отношение к книге. В видеороликах, учащиеся показали свои читательские предпочтения и увлечения, рассказали о своей домашней библиотеке. Мы показываем лучшие работы учащихся, которые участвовали в конкурсе:1 «в» класс- Гофман Элины, 5 «б» - Шека Даши, Маданова Асанали, 9 «а»-Лемешко Софии. Лемешко София, ученица 9 «а» класса, не только приняла участие в конкурсе видеороликов, но и написала небольшое эссе о роли книги в ее жизни. В доме всегда имела место книга, ведь книга – это источник мудрости и совести, истины и милосердия, гуманизма и доброты. Книги нам помогают быстрее подняться на вершину и никогда не опускаться. Для нас, нашей семьи, книга передает нам опыт, учит нас посмотреть на мир другими глазами. Помогает сдружиться, понять друг друга, учит осмысленно подходить к той или иной ситуации. Книга – это мостик из прошлого в будущее, а прошлое и будущее неразлучны, чем больше знаешь о прошлом, тем легче в будущем. «Для жизни» - это не для одного себя, для всех. Книги помогают нам жить для жизни – это вечное призвание человека. Окидывая взглядом нашу сегодняшнюю бурную и противоречивую действительность, я думаю: жить для жизни – это значит, жаждать справедливости, правды, милосердия, красоты и добра. Этому учат нас умные и добрые книги, которые сопровождают меня с самого детства. Я не представляю своей жизни без книги и не представляю свой дом без книг.

В рамках проекта «Читающая школа»  учащиеся 10 класса вместе с учителем русского языка и литературы Едигеновой З.С. провели литературную гостиную, посвящённую 240-летию со дня рождения Василия Андреевича Жуковского. Поэт был первопроходцем романтизма в русской литературе, его называют «первым русским романтиком». Керлин Инесса и Щербак Данил вели программу гостиной безукоризненно, другие ребят читали произведения наизусть. Осипов Андрей познакомил с интересными фактами о  поэте. Также ребята класса представили своё видение творчества В.А.Жуковского. Дунько Мария на интерактивной доске показала фотографию, на которой она изобразила себя в роли Светланы из одноимённой баллады В.А.Жуковского, и объяснила свою работу. Все присутствующие ребята высоко оценили литературную гостиную, которую провели учащиеся 10 класса.

 

 

В КГУ «Общеобразовательная школа № 30 отдела образования города Костаная»  Управления  образования  акимата  области   прошла викторина  «В гостях у сказки»  в параллели  4-ых классов. Учащиеся показали хорошее знание сказок, с удовольствием отвечая на разноуровневые вопросы. Проявили  творческий потенциал. С отрывом в 1бал победила команда 4 «б» класса. Самые активные участники были награждены грамотами.

 

 16.02.2023


В  школьной  библиотеке  КГУ  "Общеобразовательной  школы № 30 отдела образования  города  Костаная"   Управления  образования акимата Костанайской  области   прошло  информационное мероприятие  с учащимися 8 «б»  класса.  Библиотекарь   Токбаева У.А.  ознакомила учащихся   с новой  литературой, поступившей  в  библиотеку . Мероприятие прошло очень плодотворно, дети задавали  много вопросов по поступившим произведениям, с удовольствием  рассматривали новинки, получили массу впечатлений, сподвигло на дальнейшее прочтение художественной литературы,  записывались в очередь на получение книг. В рамках реализации  родительской акции «Подарим библиотеке книги»,  родительским комитетом 8 «б» класса  школьной библиотеке были переданы книги  из серии «Знаменитые люди Востока» в количестве 6 томов.

 

  09.02.2023

 


 

27 января в параллели 3 классов прошла викторина "Знатоки сказок". Учащиеся подготовили выставку рисунков "Наши любимые и добрые сказки". Все ребята приняли активное участие в викторине, отвечали на вопросы, разгадывали ребусы и  кроссворды. Закончили мероприятие вручением сладких призов.

 30.01.2023

 


 

 

В начальной школе стало доброй традицией проводить праздник «Прощание с букварем. Посвящение в читатели». Весело и интересно прошел такой праздник в 1 «В» классе. Ребята готовились к нему серьезно и ответственно. В гости к ним пришел Букварь и сказочный персонаж Буратино. Их встречали  стихотворениями и инсценировкой  «Забавная азбука» . Весело и задорно исполнили  первоклассники песню «Дружба с Букварем». А Буратино загадал ребятам загадки о литературных персонажах. За свои успехи первоклассникам вручили дипломы об окончании Букваря и памятные медальки за хорошее чтение.На празднике присутствовала библиотекарь школы, которая поздравила первоклассников с этой победой ,пожелала дальнейших успехов в учебе и пригласила записаться в школьную библиотеку. В добрый путь в страну Читалию, дорогие первоклассники!

  

 23.01.2023

 


 

Эдуард Успенский советский детский писатель, автор любимых всеми с детства персонажей: одинокого крокодила Гены и его друга Чебурашки, хозяйственного Кота Матроскина, братьев-сыщиков Колобков, предприимчивого Жаб Жабыча Сковородкина и других. Его герои любимы не только детьми, но и взрослыми. Пожалуй, и бабушки такой не найдется, которая бы не слышала о Чебурашке, крокодиле Гене, дяде Федоре и замечательной злодейке - старухе Шапокляк.

Только человек, не потерявший связи с миром детства, может писать книги для детей. Человек взрослый и остроумный делает эти книги интересными для взрослых. Вот вам и секрет популярности и долгожительства героев Успенского.

Сказки Успенского говорят о доброте и побуждают ребят творить добро. Говоря об одной из своих книг, писатель заметил: «Если постоянно говорить детям о плохих сторонах жизни, то им покажется, что мир вообще странный и плохой. А я хочу дарить им ощущение веселого и хорошего мира!» Книги Успенского учат добру, любви к окружающему миру. Все творчество Эдуарда Успенского, чудесного детского писателя, - подарок детям, теплый и добрый.

 

Любимые места отдыха жителей Павлодарского Прииртышья – прекрасные оазисы в бескрайней казахской степи: живописные озера Жасыбай, Сабындыколь, Торайгыр. В казахском народе высоко ценятся поэзия и музыка. Веками передавались из поколения в поколение сказания и легенды. Издревле богата своими талантами Павлодарская земля.  В первом ряду писателей республики стоит наш земляк, поэт, прозаик, драматург, переводчик Дихан Абилев. В своих произведениях он воспевает героику мирного строительства, душевную красоту людей и свою баянаульскую землю.  Работая военным корреспондентом Д. Абилев  описывает опыт войны в своих статьях, накапливая личный опыт. За поэму «Майданбек» его чуть не расстреляли. По пьесам Д. Абилева поставлены спектакли, на его стихи написаны песни. Он занимался переводами произведений русских писателей Некрасова А., Лермонтова и др.  Дихан Абилев автор романа-трилогии «Мечта поэта» о судьбе поэта-демократа Султанмахмуде Торайгырове. Абилев был удостоен множества наград и был награжден государственной наградой — орденом «Парасат».

 


26.12.2022г  состоялся   республиканский  конкурс  «Бауржан оқулары»,  где     ученики  КГУ «Общеобразовательной школы № 30 отдела образования  города Костанай»  Управления образования акимата Костанайской области  ( Лошакова  В  7 «А» класс, Бирмагамбетов Н,  7 «Б» класс,  Калиева Д 6 «А» класс, Ярков А  7 «Б»  класс) приняли  активное  участие.  

  Лошакова  Виталина  7 «А» класс,  в  номинации  «Юный моделист»  заняла  третье  место,  руководитель Сардарбекова М.Б. 

Победители  были награждены грамотами  и  благодарственными письмами

 

Читающая школа – Читающая нация

По плану мероприятий проекта «Читающая школа» ко Дню Независимости Республики Казахстан в общеобразовательной школе №30 был проведён конкурс эссе «Мой Казахстан» среди учащихся 8-11 классов. В конкурсе эссе приняли участие все желающие. Участники конкурса проявили творческий подход к написанию эссе и показали высокий уровень грамотности. Конкурсные работы рассматривались учителями русского языка и литературы по критериям оценивания эссе, приближенным к критериям сдачи итоговой аттестации. Каждое эссе оценивалось жюри по таким критериям, как уникальность текста, наличие вступления и раскрытие рассматриваемой темы, логическая связь тезиса и вывода в эссе, правильное структурирование работы и выразительность языковых средств. Все эти аспекты влияли на решение. Активное участие учащихся указывают на актуальность чтения и умение участников конкурса аргументированно и грамотно излагать свои мысли в тексте.                                                                        

Мы благодарим всех участников за проявленный интерес, амбициозность и стремление поделиться своими суждениями и взглядами на тему «Мой Казахстан». После тщательного оценивания и обсуждения победа в конкурсе была присуждена работе Зюбан Дарьи, ученицы 8 «Б» класса, чьё эссе было отправлено на городской конкурс «Независимый Казахстан глазами детей». Сегодня мы узнали, что на городском этапе конкурса Даша заняла призовое 3 место. Поздравляем Дашу Зюбан!


Все любят читать. Книги приходят в нашу жизнь  с самого детства. Прочитанная книга всегда оставляет самые приятные воспоминания, а если это любимая книга, то она остается в нашем сердце на всю жизнь.

В рамках проекта «Читающая школа»    прошел конкурс  эссе на тему «О моей любимой книге»  и «Читаем всей семьей». В нашем конкурсе приняли участие  учащиеся  из 3-х, 4-х, 5-х,6-х классов, всего 25человек.

Ребята  смогли   раскрыть суть произведения, нашли  хорошие, добрые  и  теплые  слова  о любимых героях  и   книгах.   В своем  эссе ребята резюмируют: «Чтение – удовольствие, которое трудно с чем-либо сравнить. Книги помогают найти нам, совсем еще юным читателям, ответы на многие вопросы».

Мы благодарим всех, кто принял участие в нашем конкурсе. У нас нет победителей, но нет и проигравших,  потому что литература духовно обогащает жизнь человека, учит прекрасному и доброму.

Хочется отметить  работы:  Паламарчук Э.,Шевелевой Т., Гусаченко Д., Мынбаев А., Ахметова Н., Талгаткызы З., Ненашева Т. 


27-й потомок знаменитого Чингисхана, внук Абылай хана, последний хан казахского народа-Кенесары Касымов, родился в 1802 году в Кокшетауском регионе и умер в 1847 году в долине Кекилик – Сенгир в южной оконечности Жетижальского хребта Кыргызстана. У Кенесары был талант организаторского и военного командования, он был известен своей смелостью самоотверженностью. Обладал большим организаторским и военно-командным талантом. По описанию современников, мало говорил, много слушал, вел себя очень серьезно. Говорят, что это был человек общительный, всегда внимательный к мнению собеседника. Кенесары Касымову как хану, политику, дипломату, удалось собрать под свое знамя значительную часть казахских родов их трех жузов. Общее число его войска достигало временами 20 000 человек.

 «Личность Кенесары Касымова — уникальная в казахской истории. Он родился в очень сложное время, это время крупных трансформаций: отмена ханской власти, введение новых законов, изъятие земель. На его долю выпало много испытаний. Это человек, которого отличала главная черта — его страстность. Всей душой он болел за независимость, за казахскую степь. Делал всё возможное и невозможное, чтобы завоевать независимость казахов. 

В рамках проекта «Читающая школа»     оформлена  выставка, посвященная  220- летию  Кенесары  Касымову.

  Учащиеся  7 класса  презентовали  книгу из серии «Знаменитые люди Востока»:  Кенесары Касымова   история,  личность, время,  посвященная  фигуре  легендарного  правителя – последнего хана  Казахского ханства – и его сподвижникам. Книга  рассказывает об интересном периоде в истории  народа  и открывает  подробности  жизни Кенесары Касымова.


«Я писал правду и только правду».

                                                                Г. Мустафин

Творчество Габидена Мустафина – народного писателя нашей страны  – это яркое литературное наследие ХХ века. Он один из тех классиков, кто соткал золотую эпоху отечественной литературы.

Его произведения отражают судьбу родного народа, наполненную драматическими событиями, в непростое время. В своих произведениях Главным учителем писателя была сама жизнь.

«Особенность творчества Габидена – с самого первого ответственного шага он писатель, нашедший свою жилку, точно выбравший свою тему (путь)», – так оценивает его сам Мухтар Ауэзов.

Габиден Мустафин является видным  казахским писателем, его произведения отражают важный этап в истории нашего народа, поэтому его труды нужно рассматривать не только с точки зрения литературной, но и с позиции исторической науки.

Ярким и самобытным мастером называл Габидена Мустафина Мухтар Ауэзов.

Ищущий находит, стойкий одолеет, а найдя для себя самую певучую струну жизни, писатель обретает крылья, – так писал про своего коллегу Мухтар Ауэзов, и в этом вся правда жизни сына кочевника.

 


      Литературный вечер «Лик гения»


 Ученица 7класса  Мораш Злата заняла призовое  I место в городском конкурсе чтецов посвященный празднования  юбилея 100летия Сырбаю Мауленова.

Во  II- номинации чтения стихотворений  стихов поэтов, высокий уровень показал ученик   9 класса Калиев Бекзат ( показал свое творчество) чтения своих произведений посвященных акыну.


В рамках  проекта   «Читающая школа»  проходит немало интересных мероприятий и конкурсов. Один из них был приурочен  к  неделе истории и географии. В  КГУ “Общеобразовательной школе №30 отдела образования г. Костаная» Управления образования Костанайской области  была проведена интеллектуальная игра «Мой  Казахстан – моя гордость»  для учащихся              9-х-10 классов учителем истории Староконь М.М.  и библиотекарем  Токбаевой У.А. Цель мероприятия приобщать учащихся к культурно-историческому наследию нашей Родины, способствовать воспитанию доброты, верности, гордости за свою страну и свой народ, воспитывать у подрастающего поколения любовь к своей Родине.

В начале интелектуальной игры «Мой  Казахстан – моя гордость» учащимся был показал видео ролик  «Вехи истории», который подвел учеников к названию мероприятия. Игра проводилась в 4 тура, что позволило использовать  различные формы и методы организации деятельности учащихся. Первый тур "Байга" проводился в форме викторины на знание истории первых лет независимости, роли государственных символов. Во втором туре  «Полиглот»  учащиеся читали пословицы, вставляли пропущенные слова,  полученные ответы переводили с русского языка на казахский  и английский языки. Третий тур «Конкурс капитанов», капитаны выбирали  билеты  с вопросами  по категориям: Государственные праздники, Государственное устройство,  Республики Казахстан, Города Казахстана

Государственные символы, которые показали хороший уровень знаний по истории Казахстана и принесли очки своим командам. В четвертом туре «Казахские мастера» командам был предложен природный материалов, из которого учащиеся сделали  символы Республики Казахстан на свое усмотрение. В ходе мероприятия ведущими Малаховой Ольгой и Златомрезовой Дарьей были прочтены стихи о Казахстане на казахском и русском языках.

Во время подведения  итогов жюри, выступил  ученик 9 «А» класса Ольховский Вячеслав  со своей презентацией «Будущее моей Родины».

В конце мероприятия была проведена рефлексия, где учащиеся высказали свое мнение, о том что игра была познавательна, интересна, увлекательна. Оставили пожелания, в которых было отмечено, что ребята хотели бы ещё продолжать участвовать в таких мероприятиях и узнавать больше о своей Родине – Республики Казахстан.


Решающее значение для организации литературно-краеведческой работы имеет личность педагога, который выступает не только в роли учителя-предметника, но в первую очередь в качестве пропагандиста знаний о родном крае. В рамках  проекта   «Читающая школа»  проходит немало интересных мероприятий и конкурсов. Один из них был приурочен  к  неделе истории и географии. В  КГУ “Общеобразовательной школе №30 отдела образования г. Костаная» Управления образования Костанайской области  была проведена литературно-краеведческая панорама «Мой  Казахстан»  для учащихся 7-х классов завучем по воспитательной   работе Горбачевской Т.А.  и библиотекарем  Токбаевой У.А.                                                           

Многое связывает человека с местом, где он родился и вырос. Родной край и населяющие его люди, неповторимый облик родной природы – все это, прошедшее через сознание, становится частью человеческой судьбы. На этой панораме ребята познакомились с произведениями о родном крае, о родной земле, о Родине, познакомились с некоторыми обычаями и традициями казахского народа. Ребята активно участвовали в этом мероприятии, отвечали на вопросы, рассказывали о традициях и обымотрели видеопрезентацию, а учащиеся  Осадчая А, Ярошенко А,Гаан Н, Губенко Д. выразительно  прочитали стихотворения о родном крае. Татьяна Андреевна,   завуч  по воспитательной работе,  задавала разные вопросы о Казахстане, ребята с интересом рассуждали  и  отвечали на  эти вопросы.          Любовь к природе у людей, способных понимать ее живую красоту, постепенно сливается с чувством Родины, переходит в глубокие патриотические убеждения. Краеведческие занятия воспитывают жажду познания, формируют устойчивый интерес к поискам нового и тем самым способствуют развитию творческой мысли. Заключительным  этапом  мероприятия стала  экскурсия  в рекреацию, где была представлена   Костанайским областным  историко-краеведческим музем  передвижная выставка  о Костанайской области и Костанае.  


11 ноября в школьной библиотеке проведена литературная игра, посвященная писателю Чарушину Евгению Ивановича. Юные участники игры познакомились с биографией писателя, очень много интересного узнали о выдающемся советском художнике-графике, а также авторе замечательных рассказов о животных. Чарушин широко известен многим юным читателям, живущим на разных континентах земного шара. Его книги напечатаны в СССР, Англии, Франции, Чехословакии, Болгарии. Японии, США, Индии, Австралии и в других странах тиражом свыше 50 миллионов экземпляров. Рассказы и рисунки художника пришлись по сердцу всем, кто любит животных и природу. Чарушин всегда изображал то, что сам сильно любил и хорошо знал. Нарисованные им зайчата, медвежата, оленята, волчата вызывают добрые, теплые чувства. Художник изображает животных, тонко передавая их характер; мы узнаем хищника в барсе и тигренке, видим незащищенность зайчика, задиристость петуха, суетливость вороны. Рисунки художника очень правдивы, в них нет ничего лишнего. Они просты по форме, реалистичны, понятны всем. «Поэтическая зоркость — вот настоящий талисман Чарушина, волшебная лампа Аладдина. При свете ее все, о чем пишет Чарушин, — звери, птицы, деревья, — все становится таким удивительным и необычайным, каким оно бывает только тогда, в детстве, когда человеческие глаза видят мир впервые. И вот эту-то первоначальную остроту зрения, это вдохновленное, настороженное внимание удалось сохранить Чарушину. Если бы не было у него этого замечательного свойства, любой его рассказ, пожалуй, мог бы просто растаять в руках у читателя, — так хрупко, так невесомо его фабульное ядро. Но при свете лампы Аладдина самая простая история может превратиться в чудесную».

 


Человек есть тайна. ЕЕ надо разгадать, и ежели будешь ее разговаривать всю жизнь, то не говори, что потерял время; я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком. Ф.М.Достоевский 11 ноября родился один из лучших романистов мирового значения Федор Михайлович Достоевский. Величайший классик русской литературы, его романы вошли в число самых известных и читаемых литературных произведений. Как сказал Достоевский? Главные цитаты Фёдора Достоевского • «Надо любить жизнь больше, чем смысл жизни». • «Перестать читать книги – значит перестать мыслить». • «Люди, люди – самое главное. Люди дороже даже денег». • «Жизнь задыхается без цели».


Информация о мероприятиях, проводимых в рамках празднования 80- летия М. Шаханова.2022 -2023 учебный год В рамках празднования 80-летия М. Шаханова в школе, проведены ряд мероприятий. В школьной библиотеке организована книжная выставка «Ұлт руханың шырақшысы», где были представлены энциклопедии, материалы о жизни и творческой деятельности М.Шаханова. Охват 345 чел Во всех классах с 1 по 11, в сентябре - октябре проведены классные часы по творчеству писателя и поэта. Целью данных классных часов было – ознакомление учащихся с жизненным путем и творчеством известного казахского поэта, из произведений которого читатель может узнать о значимых фактах истории Казахстана. Охват составил 605 учащихся. Для учащихся 7- 9 классов 8 октября лекторской группой «Олимп» проведёны видеолекции «Творчество писателя М.Шаханова». Охват 142чел. Присутствовали 12 учащихся 7-9 классов.


Выставка в библиотеке ко Дню Республики


15 октября исполняется 115 лет писателю  Альжаппару Абишеву.

Он знал о жизни народа не понаслышке. Писал в жанрах прозы и драматургии и оставил богатое литературное наследие.

Его судьба, как и судьба многих его современников, была полна лишений.

Родился в местечке Аспантау Каркаралинского района. Происходит из рода Камбар рода Каракесек племени Аргын. С раннего детства батрачил у баев, поэтому учёба сводилась к самообразованию. Работал на шахтах Караганды. С 1924 по 1934 год — учитель курсов ликбеза, литературный сотрудник в газете «Қарағанды пролетариаты». C 1935 по 1940 год — заведующий отделом газеты «Лениншіл жас», ответственный секретарь, заместитель редактора журнала «Әдебиет және искусство». В 1939 году вступил в КПСС.

В 1936 году вышел первый сборник рассказов и очерков (о карагандинских шахтёрах) «Завал». Основные темы произведений — труд и жизнь казахских рабочих, дружба и любовь советской молодёжи, трудовые подвиги рабочих в период Великой Отечественной войны. Основные работы: повесть «Люди, осуществившие свою мечту» (1938), роман «Молодое поколение» (1945), рассказы «Тулеген Тохтаров» (1942), «Саржан» (1944), пьесы «Гвардия чести» (в соавторстве с М. О. Ауэзовым1942), «Горные орлы» (1943), «Дружба и любовь» (1947), «Единая семья» (1948), «Приговор отца» (1952), «Зависть» (1955), «Мечтатели» (1960).

А. Абишев внёс значительный вклад в становление и укрепление жанра драматургии. Является автором 36 пьес, многие из которых были поставлены на сцене Казахского академического театра драмы имени М. Ауэзова


 

Школьная акция  «20 минут с пользой»

 9 «а»  класс (кл. рук.Едигенова З.С.) – книга «История шарлатанства» ,  перевод  Алексей Кащеева

2 «в»  класс ( кл. рук. Шадаускене Е.Н.) – энциклопедии серия Животные Казахстана: млекопитающие, рыбы земноводные пресмыкающиеся, сокровища растительного мира по страницам Красной книги, серия «алаларға арналған танымдық энциклопедия»  - «Шөлдер».

5 «а», 5 «б» класс (кл. рук.  Фазылова А. К, Кружнова Е.С.) –  по истории Казахстана  дополнительно учащиеся  интересовались энциклопедией  Древний Казахстан.


В библиотеке оформлена выставка к  8 октября 130 лет со дня рождения русской поэтессы, прозаика, переводчика Марины Цветаевой (1892-1941).

Одна из ведущих тем в творчестве М.И.Цветаевой- это тема Родины, родного уголка, где она родилась, ее дома. Ранняя патриатическая лирика связана с темой детства.

Уже много лет в октябре  в  разных  уголках  земли  зажигаются  Цветаевские Костры. Так отмечают день рождения одной из  величайших поэтесс Серебренного века.

Впервые читать стихи Цветаевой  у костра стали в Тарусе, небольшом  городке на берегу Оки, в котором в юные годы   бывали  сестры Цветаевы.

По воспоминанием Цветаевой, ее брали крестьянки на сенокос  и жгли костры. Так родилась традиция, которая ежегодно поддерживается.

Ценители лирики Цветаевой читают ее стихи у поэтического огня и в городах Казахстана (Астане, Павлодаре, Кокшетау).


 

С целью привлечения детей к чтению, к проявлению творческих способностей мы проводим каждую среду «20-минутное чтение».

Активное участие в проекте  «20-минутном чтении» приняли  7 «а» класс, 7 «б», 2 «а».

Ведь книга, прочитанная в детстве, остаётся в памяти на всю жизнь и влияет на последующее развитие человека. Именно тогда решается вопрос, будет ли отношение читателя к книге активным или умеренно пассивным.

А ведь каждая книга должна прийти к ребёнку в определённом возрасте, иначе дружба с ней может и не состояться.

Поэтому, начинаем мы с того, что помогаем ученику найти свою книгу, которая понравилась бы ему, задела за душу, заставила думать и фантазировать, показала, что от чтения книги можно получать удовольствие.

Сегодня прочитали лирику Абая,  Д.Лондона,  Оноре де Бальзак, Джанни Родари  и    разные  сказки.

 


17 сентября исполняется 100 лет со дня рождения Сырбая Мауленова.

Наш земляк, участник Великой Отечественной войны, талантливый поэт, сумевший сохранить любовь в жизни, воспитать прекрасных детей, написать проникновенные строки.

Его именем названы улицы и школы, стихи включены в школьную программу. А память живет в сердцах близких и строчках, идущих от сердца.


 

28 сентября исполнилось 125 лет со дня рождения первого казахского романиста, драматурга, основоположника абаеведения, переводчика русской и европейской классики, учёного и писателя - Мухтара Омархановича Ауэзова (1897-1961)

Мухтар Омарханович Ауэзов – выдающийся казахский писатель, драматург и ученый, доктор филологических наук, профессор, академик Академии наук Казахской ССР (1946). Творческий путь Мухтара Ауэзова начался в 1917 году с пьесы «Енлик-Кебек», основанной на народном предании о трагической судьбе двух молодых людей.

Он является ав­тором таких но­велл, как «Кра­са­ви­ца в трау­ре», «Си­рот­ская до­ля», «Кто ви­но­ват?», «Си­ро­та», «Се­рый лю­тый», по­вес­ти «Про­ис­ше­ст­вие на Ка­раш-Ка­раш», ро­ма­на «Ли­хая го­ди­на», пьес «Ка­мен­ное опе­ре­ние», «В яб­ло­не­вом са­ду», мо­но­гра­фических ис­сле­до­ва­ний по ис­то­рии ка­захской и киргизской литературы и фольк­ло­ра. Многие эти труды вскры­вали про­бле­мы ка­захского феодального об­ще­ст­ва того времени.

Великий Абай писал: «Красота знаний – в книге, не уставай читать книги, чтобы постичь их». Такие прекрасные слова являются доказательством того, что чтение книг – это основной фактор развития человека.


 


«Интерес к чтению, познанию окружающего мира через книги должен формироваться у детей со школьной скамьи, а библиотека должна быть… проводником в этот увлекательный мир».  К.Ж.Токаев

Проект «Читающая школа» направлен на привитие высокой культуры чтения. Развитие читательской грамотности должны стать одним из приоритетных направлений образовательного процесса в казахстанских школах. Интерес к чтению, познанию окружающего мира через книги должен формироваться у детей со школьной скамьи, а библиотека должна быть местом средоточия этого интереса, проводником в этот увлекательный мир книг».

План работы по проекту «Читающая школа» КГУ «Общеобразовательная школа № 30 отдела образования города Костаная» Управления образования акимата Костанайской области на 2022-2023г.


 

Рекомендации для Вас родители

 


 

Венцом его творческого пути стал четырехтомный роман-эпопея «Путь Абая», принесший писателю мировую известность. Роман переведен на многие языки мира и вошел в «Библиотеку всемирной литературы».

Книги представленные на выставке, рассказывают о подвигах, совершенных нашими людьми во имя Родины, мира и счастья на земле