Интеллектуальная игра «Закон и порядок»

Роль школы в процессе социализации учащихся.

Социализация личности начинается с первых лет жизни. Первые элементарные сведения человек получает в семье. Затем эстафету  социализации личности принимает школа.

Цель воспитания и социализации личности учащегося  школы - воспитание и развитие функционально грамотной личности, культурного, порядочного, компетентного гражданина, осозна­ющего собственную ответственность за судьбу Отечества и способного в соответствии с личными интересами и способностями планировать свою настоящую и будущую деятельность в социуме.

Что мы понимаем под социализацией? Социализация  (от лат. Socialis – общественный), процесс усвоения человеческим индивидом определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества; включает как целенаправленное воздействие на личность (воспитание), так и стихийные, спонтанные процессы, влияющие на ее формирование. Это процесс и результат включения индивида в социальные отношения. В процессе СОЦИАЛИЗАЦИИ индивид становится ЛИЧНОСТЬЮ и приобретает ЗУН, необходимые для жизни среди людей.

Существуют следующие стадии социализации: 

  1. Первичная – усвоение социальных норм, ценностей, моделей поведения вхождения в культуру. Результат этой стадии определяет весь ход дальнейшей жизни.
  2. Вторичная – последующее усвоение социальных ролей, отличающих жизнедеятельность взрослого человека. Необходимая корректировка норм и моделей поведения взрослого человека в отличии от первичной социализации

Социализация идет в процессе взаимодействия ребенка с многообразными и многочисленными факторами, группами, организациями, среди которых особое место занимает школа. Ученые-педагоги относят школу к числу микрофакторов социализации, к одному из значимых институтов воспитания. Школа охватывает три возрастных этапа социализации ребенка: младший школьный возраст (6,5-10 лет), подростковый (11-14 лет), раннее юношество (15-17 лет). В это время происходит становление и развитие личности человека, что налагает на школу большую ответственность.

Сегодня школа выполняет те задачи, которые на других этапах развития общества выполняли семья, детские организации и клубы, объединения и т.д. Она выступает фактором, осуществляющим первоначальную дифференциацию общества, формирующим социальный статус ребенка, помогающим ему адаптироваться к разным социальным условиям.

Система образования – один из важнейших факторов стабильности общества, социальный регулятор отношений между обществом и школой. Об этом говорит и то, что содержание образования формируется под влиянием общества, а общество изменяется под влиянием образования.

Школа есть социальное пространство общения ребят, она создает возможности для реализации или активизации в сферах взаимодействия, частично – в других сферах жизнедеятельности. Мера реализации этих возможностей связана во многом с тем, как интенсивно и с кем взаимодействует школьник. Наблюдения показывают, что определенная часть учащихся не стремятся к взаимодействию в школе как в группе, а другие, не находя в нем удовлетворения по разным причинам сводят его к минимуму. Другие ребята, наоборот, стремятся к общению, стараются показать себя во всевозможных делах класса и школы, даже если не все получается сразу.

Школа выступает для ребенка первой и основной моделью социального мира. Школьный опыт должен помочь освоить те законы, по которым живем мы – взрослые.

Какие средства учебной деятельности помогают приблизиться нам к идеальной  модели современного выпускника? Это, несомненно,  проектная деятельность на уроках, где ученик учится работать в коллективе четко и слаженно, творчески подходить к поставленным задачам, учиться грамотно работать с информацией и т.д. Особое внимание нужно уделять и давно нам известным видам работ в группах, использовать на своих уроках элементы самоуправления, когда ученики выполняют социальную роль учителя и проводят уроки сами, выставляя отметки своим одноклассникам. Мы должны помнить о том, что социализация обучающихся – одна из главных задач школы на каждом этапе жизни ребенка. 

Дети чутко улавливают ситуацию в стране, могут оценивать себя, определять свое отношение к различным явлениям. Именно нравственный аспект человеческих отношений в первую очередь привлекает  школьников. У них возникает внутренняя позиция, новое отношение к себе и другим. Благодаря осознанию своего места в системе социальных отношений, у ребенка формируются социально обусловленные ценностные приоритеты.

Социализация является удавшейся, если человек гармонично включен в социальные отношения и нормально функционирует в различных социальных структурах, не чувствует себя ущемленным, выброшенным за пределы общественных связей, может самостоятельно разрешать возникающие у него трудности. Социализация является одним из важнейших процессов всей жизни человека, помогающий стать ему личностью, включенной в общественные отношения, и обеспечивающий нормальное социальное функционирование.

Таким образом, развитие личности не может осуществляться самостоятельно, необходимо целенаправленно воздействовать на неѐ, создавая для этого психологопедагогические условия.

 

Всё, что нужно знать о социализации школьников:

 понятие, средства, факторы

Что такое социализация детей в школе

Некоторые родители и даже педагоги приравнивают социализацию и развитие школьников к общению между собой. Но это более глубокое и многогранное понятие. 

Социализация подразумевает коммуникацию с людьми разных возрастов, рас, профессий и социального статуса. 

Чтобы социализироваться, ребёнок должен приобретать навыки взаимодействия с разными людьми в разных ситуациях. Кроме того, социализация — это усвоение определённой системы знаний, норм и ценностей, позволяющих функционировать в качестве полноправного члена общества. 

Социализация детей в школе часто довольно однобокая. Дело в том, что на протяжении одиннадцати лет школьник проводит большую часть дня в обществе одних и тех же детей, взаимодействует с одними и теми же учителями, находится в стенах одного и того же здания.

Правильнее считать школу частью социализации, но не обязательным пунктом.

Факторы социализации школьников

Фактор — это среда, в которой протекает социализация. Традиционная школа — один из вариантов. Но есть и другие.

Проще говоря, факторы отвечают на вопрос «где ребёнок социализируется?». 

Семья

Ребёнок взаимодействует с ближайшими родственниками — мамой, папой, братьями и сёстрами. Засчитывается и общение с дальними родственниками — тётями, дядями и другими.

В семье закладываются основные бытовые навыки, умение решать конфликты, строить диалог. От поведения взрослых зависит, как себя будет вести ребёнок. Младшие всегда копируют старших. Об этом важно помнить, когда хочется накричать или отшлёпать ребёнка, поругаться с супругом или поскандалить с продавщицей в магазине. 

Улица

Дети, особенно дошкольники и младшие школьники, по-прежнему проводят много времени на улице — им рекомендуется гулять как минимум раз в день. Во дворе и на детских площадках возникает много ситуаций взаимодействия с другими детьми и их родителями — и таким образом тоже закладываются основы социализации. Ребёнок учится решать конфликты и находить общий язык. 

Интернет

В подростковом возрасте ребёнок, как правило, начинает активно пользоваться интернетом. Без доступа к Сети поддерживать связь с одноклассниками и успешно учиться затруднительно.

Особенности социализации школьников в интернете заключаются в анонимности Сети с одной стороны и безграничности информации и возможностей — с другой. Здесь можно пообщаться с любым человеком с другого конца мира — но важно помнить, что в интернете легко выдать себя за кого угодно.

Дети учатся критическому мышлению, приобретают навыки сетевого этикета и узнают о том, к чему нет доступа в реальной среде. Например, путешествуют по гугл-картам или смотрят видеолекцию из Гарварда. 

Кружки и занятия

Львиная доля социализации обучающихся в школе приходится на дополнительные секции. Здесь дети учатся взаимодействовать в коллективе, который объединяет общее дело. Секции и кружки по интересам важны для социализации ребёнка, который учится вне школы. Дополнительные занятия помогают хоумскулеру находить друзей, поддерживать общение и участвовать в жизни социума.

Средства социализации школьников

Средства — то, с помощью чего происходит социализация. «Что используется для погружения ребёнка в социум? Как ребёнок усваивает систему знаний, норм и ценностей?». 

Бытовые навыки

В первую очередь закладывается умение обслуживать себя — есть, умываться, причёсываться, чистить зубы, завязывать шнурки, убираться в квартире. Чем старше ребёнок, тем больше свободы и самостоятельности ему положено. Но не только в «хотелках» вроде погулять с друзьями допоздна, а ещё и в делах по хозяйству — сходить в магазин или погулять с собакой. 

Элементы духовной культуры

Книги, фильмы, памятники, музейные экспонаты, песни и сериалы — всё это знакомит ребёнка с системой ценностей, принятой в обществе. В процессе социализации учащиеся школы узнают себя в героях произведений, находят ответы на волнующие вопросы, учатся думать и размышлять, анализируют поведение персонажей в ситуациях, аналогичных собственному опыту. 

Образование

Уровень образования в стране — важное условие социализации школьников. От качества обучения зависит, насколько конкурентоспособным и полноценным членом общества вырастет ребёнок. В населённых пунктах без доступа к полноценному образованию процесс социализации нарушается — ребёнок усваивает ограниченную и замкнутую систему ценностей, не имея возможности развиваться вне этих рамок.  

Общение на ранних этапах развития

В науке известны случаи, когда дети росли в условиях крайней социальной изоляции и воспитывались животными. Учёные установили, что люди, которые жили в отрыве от общества первые 3,5-6 лет жизни, уже не смогут освоить человеческий язык, ходить прямо, осмысленно общаться с другими людьми. Это демонстрирует, насколько важными для развития ребёнка являются первые годы его жизни. То, как взрослые общаются с ребёнком, напрямую влияет на процесс его социализации. 

Методы поощрения и наказания

Способы воспитания играют большую роль в социализации младших школьников. 

Поощрение — это метод, стимулирующий развитие ребёнка. Оно даёт гораздо более сильный эффект, чем наказание. Поощрение вызывает положительные эмоции, способствует формированию чувства собственного достоинства, дисциплинированности, ответственности. Для успешной социализации важно, чтобы школьника чаще хвалили, чем ругали. 

Что делать, если ребёнок учится дома

Мнение, что ребёнок на дому лишён социализации, в то время как в традиционной школе дети социализируются по полной, — ошибочно. Как мы выяснили, социализация личности школьника — это усвоение определённой системы ценностей и норм во время взаимодействия с людьми разных возрастов, национальностей, профессий.

Иначе говоря, социализация — это вся жизнь. Чтобы без проблем интегрироваться в общество, ребёнку на семейном обучении достаточно взаимодействовать с семьёй, ходить в кружки и секции, гулять с друзьями на площадке и во дворе, посещать культурные места, путешествовать. Просто живите и приобретайте новый опыт!

Аты Жүктеу
1 Гос. услуга каз. яз. бесплатное питание .docx
2 Гос. услугаказ. яз. лагерь .docx