6 октября 2022 года согласно плана по реализации программы "Рухани Жангыру" среди учащихся среднего звена была проведена интеллектуальная викторина "Эрудит".

Команды участников конкурса выполняли задания на логику и смекалку.

Игра способствовала развитию познавательной и творческой активности учащихся; расширению кругозора учащихся.

Ребята показали эрудированность, активность, решительность, способность проявить себя в неожиданной ситуации.


        По программе Рухани Жаңғыру стартовал проект «Эко boom». Цель данного проекта: воспитывать любовь и уважение к Родине.7 октября был проведен субботник, участвовали учащиеся 7-9 классов. Все учащиеся школы   дружно вышли на субботник. Ими была проделана большая работа: убрана вся территория вокруг школы от бытового мусора, листвы, сухой травы, поросли, обрезали кустарники, собрали мусор, убраны пришкольный участок, спортивная площадка.  Много труда вложили, чтобы привести в порядок газоны   вдоль территории школы.


В рамках реализации программы «Рухани Жаңғыру», 14 сентября 2022 года в школе учащиеся 9- 11 классов стали участниками интеллектуальной игры по краеведению.  Ребята в ходе игры прошли 3 тура: сакральные места, известные личности СКО, археологические памятники.Подобные мероприятия в школе проводятся с целью приобщения, учащихся к краеведению, пробуждения интереса и воспитания уважение к истокам, к родной земле, ее природным особенностям и преданиям, к исконным занятиям предков. У учащихся расширяются знания по истории и географии, этнографии и археологии, искусству и литературе, а также по многим другим отраслям краеведения

       


В рамках реализаций  программы Рухани Жаңғыру было проведено  ряд мероприятий  ко Дню Здоровья. Учащиеся школы приняли активное участие в данном мероприятий. Цель данного мероприятия: формирование здорового образа жизни. Мероприятия прошло на должном уровне.


Анализ работы школы по реализации программы «Рухани жангыру».

март, 2022г.

                    Программа «Рухани жанғыру» определяет патриотическое направление, выраженной в любви к родной земле, ее культуре, обычаям и традициям казахского народа. Чтобы наша Республика стала процветающей, конкурентоспособной страной, мы должны привить подрастающему поколению – уважение к историческим традициям, культуре родной земли, духовной культуре.

                  В школе ведется работа по реализации программы «Рухани жангыру» через следующие мероприятия. 1 сентября 2021 г. в в рамках «Дня знаний» с учащимися 1- 11 классов в дистанцонном формате  проведены классные часы на тему «Я –патриот своей страны» в рамках патриотического акта "Мәңгілік Ел", «Рухани жаңғыру». Они способствуют формированию у учащихся гражданственности и патриотизма, воспитания  чувства любви  к своей Родине, уважения к ее истории и культуре, бережного отношения к природе родного  края, гордости за достижения современного Казахстана. Задачами данного мероприятия была помощь учащимся в изучении историко-культурного наследия родной страны и ее современных достижений, помочь учащимся продумать и внести практический вклад в процветание нашего государства.

                На уроке мира и согласия учащиеся познакомились с  Конституцией Республики Казахстан, реализации программы модернизации общественного сознания «Туған Жер» «Мәңгілік Ел: одна страна, одна судьба»,  стратегии «Казахстан 2050». Формирование духовно-нравственных качеств обучающихся, казахстанского патриотизма, развитие толерантности и умения общаться в условиях межэтнической и межкультурной коммуникации.. Расширение кругозора, углубление знаний учащихся о достижениях и успехах современного Казахстана. При проведении Дня знаний были использованы значимые события 2020 года.

            При проведении классных часов широко применялись ИКТ. В рамках недели языков народов Казахстана в дистанционном формате, были проведены интеллектуальные игры, конкурсы, викторины. Которые охватывали историю родного края.

                В онлайн режиме, проведены праздничные концерты ко Дню учителя и Дню пожилого человека.   С 9.10 по 13.10. 2021 г была проведена неделя «Духовного

согласия», в рамках которой прошли следующие мероприятия:       

среди учащихся 1-11 классов были проведены классные часы «В согласии с другими и с

собой»,  «Береги платье снову, а здоровье смолоду», «Здоровый образ жизни – это здорово!». Среди учащихся 5-11 классов  проведен конкурс плакатов «Я и мой мир».

                 Среди  учащихся 5-7 классов педагогом-психологом  школы Орловской Е.Н.

совместно с зам директором по воспитательной работе Горбачевской Т.А. был проведен  тренинг по толерантности «Мы –терпи-Мы». На котором учащиеся обсуждали вопросы толерантности, терпеливости по отношению к друг другу. Выполняли различные тренинги и задания.     

             15 ноября  (День национальной валюты тенге) была проведена  викторина «История национальной валюты тенге» для 8-11 классов и для 5-7 классов.

Среди учащихся 1-4 классов был проведен конкурс рисунков «Как хорошо в семье родной». Среди учащихся 5-8 классов был проведен конкурс рисунков «Это моя родина».

Среди учащихся 9-11 классов учителями русского языка был проведен конкурс на лучшее эссе «В родном доме мне уютно и тепло!».   

            Празднованию Дня Первого Президента Республики Казахстан был посвящен период с 20 ноября по 1 декабря 2021 года. Основной целью празднования Дня  Первого Президента является консолидация общества вокруг идей и политики Главы государства, которая стала фундаментом стабильного развития страны за годы Независимости в настоящее время и будущем.

                 Все мероприятия, проводимые в  школе в данный период, были направлены на пропаганду идей независимости, укрепления единства общества на основе эффективной деятельности Президента Республики Казахстан. В рамках празднования Дня Первого Президента Республики Казахстан в школе были проведены следующие мероприятия: классные часы - «Лидер нации Нурсултан Абишевич Назарбаев», «Наш Президент с удивительной судьбой». Конкурс рисунков «Я! Мой дом! Мой Казахстан!»

             День Независимости Республики Казахстан – главный национальный праздник нашего государства. 16 декабря 1991 года Верховный Совет Казахстана принял закон о

независимости и государственном суверенитете республики.

        Этой знаменательной дате в школе № 30 в дистанционном формате прошли следующие мероприятия: библиотекарь школы Токбаева У.А. подготовила книжную выставку «Астана – сердце страны». Учитель истории  Лукьянчук М.А. среди  учащихся 5-8 классов провела игру «Что? Где? Когда?», среди учащихся 9-11 классов Староконь М.М.  провела игру «Колесо истории».

             Среди учащихся начальных классов прошел конкурс стихотворений «Моя Родина Казахстан»,  целью которого было: пробудить в детях чувства патриотизма, любовь к Родине, стремление к дружбе и к единству.

                  Среди учащихся 1-4 классов прошел конкурс аппликаций «Мой необъятный Казахстан».

             Среди учащихся 5-8 классов прошел конкурс рисунков «Казахстан – это мой дом»

 В течение недели учащимся  1-4, 5-7, 8-11 классов были показаны видеоролики о становлении Независимости РК.  Проведены классные часы  «Путь независимости  Республики Казахстан».

               С 5 по 12 февраля прошла неделя самопознания, в рамках которой были проведена на платформе ZOOM торжественная линейка, посвященная открытию недели самопознания, творческие конкурсы рисунков о доброте, милосердии, прошли акции «День добрых пожеланий», «Обними меня», единый урок самопознания.

Прошли мероприятия, посвященные  Дню вывода войск из Афганистана

               С 12 по 19 марта празднично и ярко  прошла неделя, посвященная празднику  Наурыз в Никольской средней школе. Все мероприятия прошли согласно составленному плану.

               Классные руководители  1-11 классов провели классные часы на тему: «Наурыз приходит в каждый дом», «Наурыз – праздник мира и добра». Библиотекарем школы была проведена викторина «Что за праздник Наурыз?» среди учащихся 4-5 классов.

Учащиеся 1-4 классов приняли участие в конкурсе рисунков на тему: «Здравствуй Наурыз!». Были подведены результаты конкурса и самые активные участники были

награждены  почетными грамотами. Для учащихся 6-7 классов прошло спортивное мероприятие «День прыгуна». Очень весело и разнообразно прошел  праздник который

подготовил учитель физической культуры Сайфиев Д.В.  Ребята смогли принять участие в разных видах спортивных состязаний. И закончилась неделя  праздничным концертом

«Фестиваль дружбы», в котором приняли участие учащиеся 1-11 классов, которые

представляли казахскую, русскую, татарскую, узбекскую, немецкую, польскую, украинскую, беларусскую национальности. На празднике прозвучали песни о весеннем празднике.  

 

 Все мероприятия проводимык в школе по направлению «Рухани Жангыру»  придерживаются основной цели: воспитание, формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина - патриота Родины,  способного успешно выполнять гражданские обязанности, обладающего чувством национальной гордости, гражданского достоинства, любви к Отечеству, своему народу и готовностью к его защите и выполнению конституционных обязанностей.

 

Мероприятия за февраль 2022

 В феврале 2021-2022 учебного года прошли следующие мероприятия:

—  Кушнир Сергей приняли участие в городском этапе Республиканского конкурса исследовательских работ и творческих проектов «Зерде». На конкурс они представили проект «Сакральные места Костанайской области»;

— члены Школьного парламента провели челлендж «Мои весёлые каникулы», видеоролик размещён на школьной странице Инстаграм;

— в рекреации первого этажа школы оформлена выставка рисунков «Мой Казахстан» учащихся 1-4 классов, посвящённая 30-летию Независимости республики Казахстан. На выставку представлено более тридцати работ юных художников

— по итогам городского заочного конкурса школьных отрядов юных помощников полиции отряд ЮПП получил похвальный лист

 

Мероприятия за декабрь 2021

 В декабре 2021-2022 учебного года прошли следующие мероприятия:

— в рамках празднования Дня учителя городской челлендж #ұстаздаркүні #ұстазыңдықұттықта #, в котором приняли участие учащиеся 2 «А» класса;

— онлайн урок «Час добропорядочности» на тему «Ұлт ұландары», посвященный общественному деятелю, писателю, просветителю, члену партии «Алаш» Мыржакыпу Дулатову. Об истории жизни и творческом пути этой сильной и выдающейся личности рассказали в ходе «Часа добропорядочности»;

— лекция «Правовая ответственность подростков» была проведена для учащихся 7 классов, её провела  полковник полиции южного отдела.

— лекция «Безопасный мир Интернета» с элементами тренинга для учащихся 6-8 классов провела студентка 1 курса экономического факультета Костанайского инженерно-экономического университета им. М. Дулатова Грибова Валерия Радионовна. Проведенное мероприятие способствует формированию у детей навыков ответственного и безопасного поведения в современной информационно-телекоммуникационной среде и повышению грамотности в вопросах информационной безопасности.

— Ученик 3 В класса принял участие в социальном проекте «Ұлы дала мұрасы», стал обладателем Диплома 1 степени. В качестве приза совершил экскурсию к месту рождения И.Алтынсарина;

— школьный отряд ЮПП «Жас Өркен» принял участие  в городском заочном конкурсе школьных отрядов юных помощников полиции;

— учащиеся 11-го класса приняли участие в областном этапе Республиканского экологического конкурса проектов «ProEco», представили видеоролик «Разделяя мусор – сохраняем природу!» в номинации «Чистый город начинается с вас»;

— в городском конкурсе фотографий «Мейірімділік пен құрмет күні», посвященном Международному Дню пожилого человека, приняли участие 10 учащихся, из них призовые места: три призовых места.

Мероприятия за сентябрь - октябрь 2021

 В сентябре 2021 года в рамках реализации программы «Рухани Жаңғыру» в школе прошли следующие мероприятия:

Торжественная линейка «Здравствуй, школа!» 1 сентября, подготовленная членами школьного Парламента, прошла только для первоклассников. В этом году День знаний был посвящён 30-летию Независимости Республики Казахстан. Во время праздника прозвучали стихи и песни, а также детям были вручены их первые книги – «Буквари»; 

— «Магически-экологическая акция». Учащиеся седьмых классов приняли участие в городской акции по сбору использованных батареек

— Члены школьного парламента приняли участие в городском конкурсе видеороликов «Мы за чистый город!» в рамках конкурса Эковолна

— Ребята из детской организации «Жас Қыран» попробовали себя в роли юных художников, в красках изобразили красоту осенней природы. Выставка рисунков «Золотая осень» оформлена в рекреации первого этажа; 

— Ряд открытых уроков на тему «Достижения Независимости», «Мы – новое поколение!», «Тәуелсіздік ұрпақтары», посвященных 30-летию Независимости РК в дистанционом формате. Были приглашены гости: депутат маслихата района Беимбет Майлин, Лучший волонтёр Костанайской области 2020 года Сапабеков Омар, лауреат Золотой книги молодежи Костанайской области Бирмагамбетов Наурызбек; — члены школьного клуба «Адал Ұрпақ» приняли участие в заочном слёте патриотических клубов. Ребята представили свои работы в конкурсах фотографии, стихотворений и буктрейлеров.

Статья Главы государства «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания»

Опубликовано 28.12.2017

ВВЕДЕНИЕ

Казахстан вступил в новый исторический период.

В этом году своим Посланием я объявил о начале Третьей модернизации Казахстана.

Так мы дали старт двум важнейшим процессам обновления – политической реформе и модернизации экономики.

Цель известна – войти в тридцатку развитых государств мира.

Оба модернизационных процесса имеют четкие цели и задачи, приоритеты, методы их достижения. Уверен, что все будет сделано в сроки и максимально эффективно. Но этого недостаточно.

Я убежден: начатые нами масштабные преобразования должны сопровождаться опережающей модернизацией общественного сознания. Она не просто дополнит политическую и экономическую модернизацию — она выступит их сердцевиной.

Надо отметить, что за годы Независимости нами был принят и реализован ряд крупных программ.

С 2004 года была реализована программа «Мәденимұра», направленная на восстановление историко-культурных памятников и объектов на территории Казахстана.

В 2013 году мы приняли программу «Халықтарихтолқынында», позволившую нам системно  собрать и изучить документы из ведущих мировых архивов, посвященные истории нашей страны.

А сегодня мы должны приступить к более масштабной и фундаментальной работе.

Поэтому я решил поделиться своим видением того, как нам вместе сделать шаг навстречу будущему, изменить общественное сознание, чтобы стать единой Нацией сильных и ответственных людей.

  1. О НАЦИОНАЛЬНОМ СОЗНАНИИ В XXI ВЕКЕ.

На наших глазах мир начинает новый, во многом неясный, исторический цикл. Занять место в передовой группе, сохраняя прежнюю модель сознания и мышления, невозможно. Поэтому важно сконцентрироваться, изменить себя и через адаптацию к меняющимся условиям взять лучшее из того, что несет в себе новая эпоха.

В чем был, на мой взгляд, главный недостаток западных моделей модернизации XX века применительно к реалиям нашего времени? В том, что они переносили свой уникальный опыт на все народы и цивилизации без учёта их особенностей.

Даже в значительной степени модернизированные общества содержат в себе коды культуры, истоки которых уходят в прошлое.

Первое условие модернизации нового типа – это сохранение своей культуры, собственного национального кода. Без этого модернизация превратится в пустой звук.

Но это не значит консервацию всего в национальном самосознании – и того, что дает нам уверенность в будущем, и того, что ведет нас назад.

Новая модернизация не должна, как прежде, высокомерно смотреть на исторический опыт и традиции. Наоборот, она должна сделать лучшие традиции предпосылкой, важным условием успеха модернизации.

Без опоры на национально-культурные корни модернизация повиснет в воздухе. Я же хочу, чтобы она твердо стояла на земле. А это значит, что история и национальные традиции должны быть обязательно учтены.

Это платформа, соединяющая горизонты прошлого, настоящего и будущего народа.

Убежден: важнейшая миссия  духовной модернизации заключается и в примирении различных полюсов национального сознания.

Я бы выделил несколько направлений модернизации сознания как общества в целом, так и каждого казахстанца.

Конкурентоспособность

Сегодня не только отдельный человек, но и нация в целом имеет шанс на успех, только развивая свою конкурентоспособность.

Это означает прежде всего способность нации предложить что-либо выигрышное по цене и качеству на региональных и глобальных рынках. И это не только материальный продукт, но и знания, услуги, интеллектуальные продукты, наконец, качество трудового ресурса.

Особенность завтрашнего дня в том, что именно конкурентоспособность человека, а не наличие минеральных ресурсов, становится фактором успеха нации.

Поэтому любому казахстанцу, как и нации в целом, необходимо обладать набором качеств, достойных XXI века.  И среди безусловных предпосылок этого выступают такие факторы, как компьютерная грамотность, знание иностранных языков, культурная открытость.

Поэтому и программа «Цифровой Казахстан», и программа трехъязычия, и программа культурного и конфессионального согласия – это часть подготовки нации (всех казахстанцев) к жизни в XXI веке. Это часть нашей конкурентоспособности.

Прагматизм

Модернизация невозможна без изменения ряда привычек и стереотипов. В нашей истории есть много примеров подлинного прагматизма.

На протяжении столетий наши предки сохранили уникальный экологически правильный уклад жизни, сохраняя среду обитания, ресурсы земли, очень прагматично и экономно расходуя ее ресурсы.

И только за несколько лет в середине прошлого века нерациональное использование ресурсов привело к исчезновению Аральского моря, превращению тысяч гектаров плодородных земель в зоны экологического бедствия. И это пример крайне непрагматичного отношения к окружающей среде. Так прежний национальный прагматизм обратился в расточительность.

На пути модернизации нам стоит вспомнить навыки предков. Прагматизм означает точное знание своих национальных и личных ресурсов, их экономное расходование, умение планировать свое будущее.

Прагматизм есть противоположность расточительности, кичливости, жизни напоказ. Культура современного общества – это культура умеренности, культура достатка, а не роскоши, это культура рациональности.

Умение жить рационально, с акцентом на достижение реальных целей, с акцентом на образование, здоровый образ жизни и профессиональный успех – это и есть прагматизм в поведении.

И это единственно успешная модель в современном мире. Когда же нация и индивид не ориентированы на конкретные практические достижения, тогда и появляются несбыточные, популистские идеологии, ведущие к катастрофе.

К сожалению, история дает нам немало примеров, когда целые нации, ведомые несбыточными идеологиями, терпели поражение. Мы видели крах трех главных идеологий прошлого века – коммунизма, фашизма и либерализма.

Век радикальных идеологий прошел. Нужны ясные, понятные и устремленные в будущее установки. Такой установкой может быть ориентация на достижение конкретных целей с расчетом своих возможностей и пределов как человеком, так и нацией в целом. Реализм и прагматизм – вот лозунг ближайших десятилетий.

Сохранение национальной идентичности

Само понятие духовной модернизации предполагает изменения в национальном сознании. Здесь есть два момента.

Во-первых, это изменение в рамках национального сознания.

Во-вторых, это сохранение внутреннего ядра национального «Я» при изменении некоторых его черт.

В чем опасность господствующих сегодня моделей модернизации? В том, что модернизация рассматривается как переход от национальной модели развития к некой единой, универсальной. Но жизнь неизменно доказывает, что это ошибка! На практике разные регионы и страны выработали свои модели.

Наши национальные традиции и обычаи, язык и музыка, литература и свадебные обряды, –одним словом, национальный дух, должны вечно оставаться с нами.

Мудрость Абая, перо Ауэзова, проникновенные строки Джамбула, волшебные звуки Курмангазы, вечный зов аруаха – это только часть нашей духовной культуры.

Но модернизация состоит и в том, что ряд архаических и не вписывающихся в глобальный мир привычек и пристрастий нужно оставить в прошлом.

Это касается и такой особенности нашего сознания, как региональное разделение единой нации. Знать и гордиться историей своего края – дело нужное и полезное. Вот только забывать о гораздо большем – о принадлежности к единой и великой нации – нельзя.

Мы строим меритократическое общество, где каждый должен оцениваться по личному вкладу и по личным профессиональным качествам. Такая система не терпит кумовства. Это форма развития карьеры в отсталых обществах.

Задача не в том, чтобы заниматься перечислением положительного и отрицательного в накопленном опыте. Задача в том, чтобы понять два непреложных правила.

Первое. Никакая модернизация не может иметь место без сохранения национальной культуры.

Второе. Чтобы двигаться вперед, нужно отказаться от тех элементов прошлого, которые не дают развиваться нации.

Культ знания

Стремление к образованию всегда было характерно для нашего народа.

Многое было сделано за годы Независимости. Мы подготовили десятки тысяч молодых специалистов в лучших университетах мира. Начало, как известно, было положено программой «Болашак» еще в начале 90-х годов прошлого века. Мы создали ряд университетов очень высокого уровня, систему интеллектуальных школ и многое другое.

Но культ образования должен быть всеобщим. И тому есть жесткая и ясная причина. Технологическая революция ведет к тому, что в ближайшие десятилетия половина существующих профессий исчезнет. Такой скорости изменения профессионального облика экономики не знала ни одна эпоха.

И мы вступили в эту эпоху. В таких условиях успешно жить сможет только высокообразованный человек, который может относительно легко менять профессию именно благодаря высокому уровню образования.

Поэтому Казахстан сегодня в числе самых передовых стран мира по доле бюджетных расходов на образование.

Каждый казахстанец должен понимать, что образование — самый фундаментальный фактор успеха в будущем. В системе приоритетов молодежи образование должно стоять первым номером.

Если в системе ценностей образованность станет главной ценностью, то нацию ждет успех.

Эволюционное, а не революционное развитие Казахстана

В этом году исполнится 100 лет со дня тех радикальных перемен на огромной части Евразии, что произошли в октябре 1917 года. Весь ХХ век прошел под знаком революционных потрясений.

Каждый народ извлекает свои уроки из истории. Это его право, и нельзя навязывать другим свою точку зрения. Но также никто не вправе навязывать нам свое субъективное видение истории.

А уроки ХХ  века для нашего народа во многом трагические.

Во-первых, был сломан естественный путь национального развития и навязаны чуждые формы общественного устройства.

Во-вторых, нанесен страшный демографический удар по нации. Удар, который сказался на протяжении целого столетия.

В-третьих, едва не были утрачены казахский язык и культура.

В-четвертых, территория Казахстана превратилась во многих регионах в территорию экологического бедствия.

Конечно, в истории не бывает только черного и белого цвета. XX век принес немало позитивного Казахстану.

Это индустриализация, создание социальной и производственной инфра-структуры, формирование новой интеллигенции.

Определенная модернизация произошла. Но это была модернизация территории, а не нации.

Мы должны ясно понимать уроки истории. Эпоха революций не прошла. Они сильно изменились по форме и содержанию. Но вся наша недавняя история говорит прямо и недвусмысленно: только эволюционное развитие дает нации шанс на процветание. В противном случае мы снова попадем в исторический капкан.

Эволюционное развитие как принцип идеологии должно быть одним из ориентиров и на личностном, индивидуальном уровне для каждого казахстанца.

Конечно, эволюционное развитие общества как принцип не означает вечной консервации, но важно понять не только уроки истории, но и примеры современности и сигналы будущего.

Характер революций изменился. Они обретают отчетливую национальную, религиозную, культурную или сепаратистскую окраску. Но в подавляющем большинстве случаев все кончается насилием и экономическим крахом.

Поэтому серьезное переосмысление того, что происходит в мире, – это часть огромной мировоззренческой, идеологической работы, которую должны провести и общество в целом, и политические партии и движения, и система образования.

Открытость сознания

Многие проблемы возникают из-за того, что большой, глобальный мир стремительно меняется, а массовое сознание остается в «домашних рамках».

Казалось бы, что доказывать необходимость массового и форсированного обучения английскому языку, когда по всему миру более миллиарда человек изучают его наряду сродным как язык профессиональной коммуникации?

Неужели более 400 миллионов граждан Европейского союза не уважают свой родной немецкий, французский, испанский,  итальянский или другой язык? Неужели сотни миллионов китайцев, индонезийцев или малайцев просто так изучают английский?

Это не чье-то субъективное желание, это условие для работы в глобальном мире.

Но вопрос не только в этой частности. Открытость сознания означает по крайней мере три особенности сознания.

Во-первых, понимание того, что творится в большом мире, что происходит вокруг твоей страны, что происходит в твоей части планеты.

Во-вторых, открытость сознания – это готовность к переменам, которые несет новый технологический уклад. Он изменит в ближайшие 10 лет огромные пласты нашей жизни – работу, быт, отдых, жилище, способы человеческого общения. Нужно быть готовым к этому.

В-третьих, способность перенимать чужой опыт, учиться у других. Две великие азиатские державы, Япония и Китай – классическое воплощение этих способностей.

Открытость и восприимчивость к лучшим достижениям, а не заведомое отталкивание всего «не своего» – вот залог успеха и один из показателей открытого сознания.

Почему столь важно открытое сознание в будущем мире?

Если казахстанцы будут судить о мире из окон своих домов, то можно и не увидеть, какие бури надвигаются в мире, на материке или в соседних странах. Можно не увидеть леса за деревьями, можно не понять даже внешних пружин, которые заставляют нас иногда серьезно менять подходы.

  1. ПОВЕСТКА ДНЯ НА БЛИЖАЙШИЕ ГОДЫ.

Общественное сознание требует не только выработки принципов модернизации, но и конкретных проектов, которые могли бы позволить ответить на вызовы времени без утраты великой силы традиции.

Я вижу несколько конкретных проектов, которые можно развернуть в ближайшие годы.

Во-первых, необходимо начать работу для поэтапного перехода казахского языка на латиницу. Мы очень бережно и тактично подошли к этому вопросу. Здесь нужна спокойная поэтапность. И мы готовились к этому с осторожностью все годы Независимости.

История графики казахского языка имеет глубокие корни.

В VI–VII веках,  в ранние средние века,  на территории Евразии зародилось и действовало древнетюркское руническое письмо, известное в науке как орхоно-енисейское письмо.

В VI–VII веках возникла древнетюркская письменность – один из древнейших типов буквенного письма человечества.

С V по XV век тюркский язык был языком межнационального общения на большей части Евразии.

Например, в Золотой Орде официальные документы и международная переписка велись в основном на тюркском языке.

Начиная с X по XX век, почти 900 лет,  на территории Казахстана применялась арабская графика.

Отход от рунической письменности, распространение арабского языка и арабской графики начались после принятия ислама.

7 августа 1929 года Президиумом ЦИК СССР и СНК СССР было принято постановление о введении нового латинизированного алфавита «Единый тюркский алфавит».

Латинизированный алфавит официально использовался с 1929 по 1940 год, после чего был заменен кириллицей.

13 ноября 1940 года был принят Закон «О переводе казахской письменности с латинизированной на новый алфавит на основе русской графики».

Таким образом, история изменения алфавита казахского языка определялась в основном конкретными политическими  причинами.

В декабре 2012 года в своем ежегодном Послании народу Казахстана «Казахстан-2050» я сказал: «Нам необходимо с 2025 года приступить к переводу нашего алфавита на латиницу».

Это означает, что с этого времени мы должны во всех сферах начать переход на латинский алфавит.

То есть к 2025 году делопроизводство, периодические издания, учебники и все остальное мы начинаем издавать на латинице.

А сейчас приступим к подготовке начала перехода на латинский алфавит.

Переход на латиницу также имеет свою глубокую историческую логику. Это и особенности современной технологической среды, и особенности коммуникаций в современном мире, и особенности научно-образовательного процесса в XXI веке.

Поэтому 2025 год не за горами, и Правительству нужно иметь четкий график перехода казахского языка на латиницу.

В наших школах все дети изучают английский язык. Это – латиница. То есть для молодежи не будет проблем.

Полагаю, что до конца 2017 года необходимо с помощью ученых и широкой общественности принять единый стандартный вариант казахского алфавита в новой графике. С 2018 года начать подготовку кадров для преподавания нового алфавита и подготовку учебников для средней школы.

В ближайшие 2 года провести необходимую организационную и методическую работу.

Конечно, в период адаптации определенное время будет работать и кириллица.

Во-вторых, это проект «Новое гуманитарное знание. 100 новых учебников на казахском языке» по общественным и гуманитарным наукам.

Суть его состоит в следующем:

Мы должны создать условия для полноценного образования студентов по истории, политологии, социологии, философии, психологии, культурологии, филологии. Наша гуманитарная интеллигенция должна быть поддержана государством путем восстановления гуманитарных кафедр в вузах страны. Нам нужны не просто инженеры и медики, но и люди, хорошо понимающие современность и будущее.

Нам нужно перевести в ближайшие годы 100 лучших учебников мира с разных языков по всем направлениям гуманитарного знания на казахский язык и дать возможность нашей молодежи учиться по лучшим мировым образцам. Уже в 2018/2019 учебном году мы должны начать обучать наших студентов по этим учебникам.

Для этих целей на базе уже существующих переводческих структур нужно создать негосударственное Национальное бюро переводов, которое бы по заказу Правительства начало эту работу уже летом 2017 года.

Чего мы добьемся этой программой?

Это прежде всего качественно другой уровень подготовки сотен тысяч наших студентов.

Далее, это подготовка кадров, адаптированных к глобальной конкуренции в сфере знания.

Наконец, это те люди, которые и станут главными проводниками принципов модернизации сознания – открытости, прагматизма, конкурентоспособности. Будущее творится в учебных аудиториях.

Наше социальное и гуманитарное знание долгие годы было законсервировано в рамках одного учения и в рамках одного взгляда на мир. Выход на казахском языке 100 лучших учебников мира даст эффект уже через 5–6 лет. Нужно брать все самое современное и иметь переводы на государственный казахский язык. И это задача государства.

Правительству необходимо проработать этот вопрос и решить его с учетом переводческих кадров, авторских прав, учебно-методических программ, профессорско-преподавательского состава и т. д.

В-третьих, патриотизм начинается с любви к своей земле, к своему аулу, городу, региону, с любви к малой родине. Поэтому я предлагаю программу «Туғанжер», которая легко перейдет в более широкую установку –  «Туған ел».

«Туғанжерінсүйеалмағансүйеаларматуғанелін?» или «С чего начинается Родина?» В этих произведениях есть большой смысл.

Почему малая родина? Человек – существо не только рациональное, но и эмоциональное. Малая родина – это место, где ты родился и вырос, а порой и прожил всю жизнь.

Там  горы, реки, рассказы и мифы об их возникновении, имена людей, оставшихся в памяти народа. Можно продолжить перечисление. Все это важно.

Особое отношение к родной земле, ее культуре, обычаям, традициям – это важнейшая черта патриотизма. Это основа того культурно-генетического кода, который любую нацию делает нацией, а не собранием индивидов.

На протяжении столетий наши предки защищали конкретные места и районы, сохранив для нас миллионы квадратных километров благодатной земли. Они сохранили будущее.

Что означает на практике любовь к малой родине, что означает программа «Туғанжер»?

Первое: необходимо организовать серьезную краеведческую работу в сфере образования, экологии и благоустройства, изучение региональной истории, восстановление культурно – исторических памятников и культурных объектов местного масштаба.

Например, лучшая форма патриотизма – это изучение истории родного края в средних школах.

Второе: это содействие бизнесменам, чиновникам, представителям интеллигенции и молодежи, которые, переехав в другие регионы страны, хотели бы поддержать свою малую родину. Это нормальное и патриотическое желание, и его нужно поддерживать, а не запрещать.

Третье: местным властям нужно системно и организованно подойти к программе «Туғанжер».

Нельзя пускать эту работу на самотек, потому что она требует взвешенности и правильности в понимании.

Мы должны найти разные формы поддержки и социального уважения, которые помогут малой родине, включая механизм спонсорской помощи. Здесь огромное поле для работы.

Мы можем быстро озеленить наши города, значительно помочь компьютеризации школ, поддержать региональные вузы, художественные фонды местных музеев и галерей и т. д.

Кратко говоря, программа «Туғанжер» станет одним из настоящих оснований нашего общенационального патриотизма.

От малой родины начинается любовь к большой родине – своей родной стране (к Казахстану).

В-четвертых, наряду с проектом «Туғанжер», который направлен на местные, локальные объекты и поселения, нам необходимо укрепить в сознании народа и другое – общенациональные святыни.

Нам нужен проект «Духовные святыни Казахстана», или, как говорят ученые, «Сакральная география Казахстана».

У каждого народа, у каждой цивилизации есть святые места, которые носят общенациональный характер, которые известны каждому представителю этого народа.

Это одно из оснований духовной традиции. Для Казахстана это особенно важно. Мы – огромная по территории страна с богатой духовной историей. Иногда наши размеры играли разную роль в истории. Но никогда в народе не прерывалась связь в этом духовном географическом поясе.

Однако при этом за всю историю мы не создали единое поле, единую цепочку этих важных с точки зрения культуры и духовного наследия святых мест.

Вопрос даже не в реставрации памятников, зданий, сооружений.

Вопрос в том, чтобы увязать в национальном сознании воедино комплекс памятников вокруг Улытау и мавзолея Кожа Ахмета Яссауи, древние памятники Тараза и захоронения Бекет – Ата, древние комплексы Восточного Казахстана и сакральные места Семиречья, и многие другие места. Все они образуют каркас нашей национальной идентичности.

Когда сегодня говорят о воздействии чуждых идеологических влияний, мы не должны забывать, что за ними стоят определенные ценности, определенные культурные символы других народов. А им может противостоять только собственная национальная символика.

Культурно – географический пояс святынь Казахстана – это и есть такая символическая защита и источник гордости, который незримо несет нас через века.

Это один из элементов каркаса национальной идентичности, поэтому впервые за тысячелетнюю историю мы должны разработать и осуществить такой проект.

В течение года Правительству в диалоге с общественностью нужно разработать этот проект и увязать в нем три элемента:

  1. Нужна образовательная подготовка каждого казахстанца по роли и месту этого «Культурно-географического пояса».
  2. Наши СМИ должны серьезно и системно заняться национальными информационными проектами в этой связи.
  3. Внутренний и внешний культурный туризм должен опираться на это символическое наследие народа. По своему культурному значению тот же Туркестан или Алтай имеют не просто национальное или континентальное значение, – это глобальные величины.

В-пятых, конкурентоспособность в современном мире и конкурентоспособность культур. Огромная часть успеха США в эпоху «холодной войны» – это успехи Голливуда. Если мы хотим быть нацией со своим неповторимым местом на глобальной карте XXI века, то мы должны реализовать еще один проект – «Современная казахстанская культура в глобальном мире».

Речь идет о том, чтобы мир узнал нас не только по ресурсам нефти и крупным внешнеполитическим инициативам, но и по нашим культурным достижениям.

О чем должна пойти речь в этом проекте?

Первое – нужен целевой подход, чтобы отечественная культура зазвучала на шести языках ООН:английском, русском, китайском, испанском, арабском, французском.

Второе – это должна быть именно современная культура, та,  что создана и создается нашими современниками.

Третье – это должна быть абсолютно современная по форме подачи материала методика. Например, это не просто книги, но весь набор мультимедийного сопровождения.

Четвертое – должна быть серьезная государственная поддержка. В частности, системная работа Министерства иностранных дел, Министерства культуры и спорта, Министерства информации и коммуникаций.

Пятое  – огромная роль всей нашей творческой интеллигенции, в том числе Союза писателей и Академии наук, университетов и общественных организаций.

Что из нашей современной культуры должно продвигаться в мире?

Это очень серьезная и трудоемкая работа, которая включает не только отбор лучших произведенийнациональной культуры, но и презентацию их за рубежом.

Это и огромная переводческая работа, и специальные методы продвижения наших культурных достижений – книг, пьес, скульптур, картин, музыкальных произведений, научных открытий и т. д.

Все это конструктивная и благородная задача. Полагаю, что 2017 год должен стать решающим: мы должны четко определиться, что хотим показать миру в сфере культуры. А реализовать эту уникальную программу можно за 5–7 лет.

Впервые за тысячелетнюю историю наша культура зазвучит на всех континентах и на всех главных языках мира.

В-шестых, я предлагаю направить внимание общества на современность, на историю наших современников. Это можно реализовать в проекте «100 новых лиц Казахстана».

История Независимости – это всего лишь четверть века. Но какая! Исторический масштаб свершений не вызывает сомнений. Однако часто за рядом цифр и фактов не видно живых человеческих судеб. Разных, ярких, драматических и счастливых.

Проект «100 новых лиц Казахстана» – это история 100 конкретных людей из разных регионов, разных возрастов и национальностей, которые добились успеха за эти стремительные годы.

Это должны быть конкретные истории конкретных людей, это облик современного Казахстана. Рядом с нами столько выдающихся современников, которых породила эпоха Независимости. Их рассказ о жизни убедительнее любой статистики. Мы должны сделать их героями нашей телевизионной документалистики. Мы должны сделать их образцом для подражания, для трезвого и объективного взгляда на жизнь.

Современнаямедиакультура строится не на «говорящих головах», а на создании подлинных историй жизни. Вот создание таких подлинных историй и должно стать предметом профессиональной работы наших средств массовой коммуникации.

Этот проект нужно ориентировать на решение трех задач:

Показать обществу реальное лицо тех, кто своим умом, руками и талантом творит современный Казахстан.

Создать новую мультимедийную площадку информационной поддержки и популяризации наших выдающихся современников.

Создать не только общенациональные, но и региональные проекты «100 новых лиц». Мы должны знать тех, кто составляет золотой фонд нации.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Государство и нация – не статичная конструкция, а живой развивающийся организм. Чтобы жить, нужно обладать способностью к осмысленной адаптации.

Новая глобальная реальность пришла без стука и разрешения ко всем – именно поэтому задачи модернизации стоят сегодня практически перед всеми странами.

Время не останавливается, а значит, модернизация, как и сама история, –  продолжающийся процесс.

На новом разломе эпох у Казахстана есть уникальный исторический шанс через обновление и новые идеи самим построить свое лучшее будущее.

Я уверен: казахстанцы, особенно молодое поколение, понимают важность предложения нашей модернизации.

В новой реальности внутреннее стремление к обновлению – это ключевой принцип нашего развития. Чтобы выжить, надо измениться. Тот, кто не сделает этого, будет занесен тяжелым песком истории.

Послание Главы государства Касым-Жомарта Токаева народу Казахстана

Опубликовано 23.09.2019

«Конструктивный общественный диалог – основа стабильности и процветания Казахстана» от 2 сентября 2019 года

І. СОВРЕМЕННОЕ ЭФФЕКТИВНОЕ ГОСУДАРСТВО.
1. «…мы будем осуществлять политические реформы без «забегания вперед», но последовательно, настойчиво и продуманно».
2. «Наш фундаментальный принцип: успешные экономические реформы уже невозможны без модернизации общественно-политической жизни страны».
3. «Сильный Президент – влиятельный Парламент – подотчетное Правительство». Это …цель, к которой мы должны двигаться ускоренными темпами. Эта формула политической системы является основой стабильности государства».
4. «Наша общая задача – воплотить в жизнь концепцию «Слышащего государства», которое оперативно и эффективно реагирует на все конструктивные запросы граждан»
5. «Только путем постоянного диалога власти и общества можно построить гармоничное государство, встроенное в контекст современной геополитики».
6. «…необходимо поддерживать и укреплять гражданское общество, вовлекать его в обсуждение наиболее актуальных общегосударственных задач с целью их решения».
7. «Основные проблемы, волнующие наше общество, должны обсуждаться и находить своё решение именно в Парламенте и в рамках гражданского диалога, но не на улицах».
8. «Общественный диалог, открытость, оперативное реагирование на нужды людей являются главными приоритетами в деятельности государственных органов».
9. «…начиная с 2020 года, мы приступим к постепенному сокращению численности государственных служащих, а высвободившиеся средства направим на материальное стимулирование наиболее полезных работников».
10. «К 2024 году количество госслужащих и работников нацкомпаний следует сократить на 25 процентов».
11. «Согласие между различными социальными и этническими группами – это результат усилий всего общества».
12. «… учитывая роль казахского народа как государство образующей нации, продолжать укреплять межэтническое согласие и межрелигиозное взаимопонимание».
13. «Наша позиция: «Единство нации – в ее многообразии»!
14. «Считаю, что роль казахского языка как государственного будет усилена и наступит время, когда он станет языком межнационального общения».
15. «…для формирования активного гражданского общества необходимо повысить авторитет неправительственных организаций».

  1. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРАВ И БЕЗОПАСНОСТЬ ГРАЖДАН.
    1. «Ключевым фактором усиления защиты прав граждан и их безопасности являются глубокие реформы судебной и правоохранительной систем.
    Необходимо осуществить ряд серьезных мер по улучшению качества судебных решений.
    Право судьи на вынесение решения, исходя из закона и внутренних убеждений, остается незыблемым. Однако следует провести тщательный анализ судебных решений, обеспечить единообразие судебной практики».
    2. «…необходимо внедрение административной юстиции, как особого механизма разрешения споров, нивелирующего эту разницу».
    3. «Все противоречия и неясности законодательства должны трактоваться в пользу граждан».
    4. «Нужно в срочном порядке ужесточить наказание за сексуальное насилие, педофилию, распространение наркотиков, торговлю людьми, бытовое насилие против женщин и другие тяжкие преступления против личности, особенно против детей».
    5. «Необходимо восстановить антикоррупционную экспертизу проектов нормативных правовых актов центральных и местных органов с участием экспертов и общественности.
    6. «Следует законодательно и нормативно регламентировать ответственность первого руководителя ведомства, в котором произошло коррупционное преступление.
    Надо также предусмотреть строгую ответственность сотрудников самих антикоррупционных органов за незаконные методы работы и провокационные действия. Им не должно быть места в следственной практике.
    Принцип презумпции невиновности должен соблюдаться в полном объеме».
    7. «Одной из самых актуальных задач остается полноценная реформа правоохранительной системы».
    8. «Образ полиции, как силового инструмента государства, будет постепенно уходить в прошлое, она станет органом по оказанию услуг гражданам для обеспечения их безопасности».
    9. «Эффективность работы полицейских зависит от престижа самой полицейской службы».
    10. «Перед нами стоит задача формирования боеспособной армии на основе новой концепции».
    11. «Укомплектованная профессионально подготовленными, преданными Родине офицерскими кадрами и военнослужащими, наша армия должна быть готова к отражению угроз безопасности страны в новых геополитических реалиях».

III. РАЗВИТАЯ И ИНКЛЮЗИВНАЯ ЭКОНОМИКА.
1. «Если мы проведем необходимые структурные изменения, то к 2025 году сможем обеспечить ежегодный устойчивый рост валового внутреннего продукта на 5% и выше».
2. «Экономика знаний», повышение производительности труда, развитие инноваций, внедрение искусственного интеллекта стали основными факторами глобального прогресса».
3. «Нам следует повысить производительность труда как минимум в 1,7 раза».
4. «Стратегическая задача – это укрепление авторитета страны в Центральной Азии в качестве регионального лидера».
5. «Количество государственных компаний можно и нужно сократить».
6. «Наша цель – обеспечить полноценное развитие рыночных институтов и механизмов при стабилизирующей роли государства».
7. «Экономика простых вещей» — это приоритетное направление нашей работы.
8. «Эффективный малый и средний бизнес – прочная основа развития города и села».
9. «Малый, в особенности микробизнес, играет важную роль в социально-экономической и политической жизни страны».
10. «…государство продолжит оказывать поддержку бизнесу. На эти цели из Национального фонда выделено порядка 100 млрд. тенге».
11. «В нашей стране достаточно успешных примеров развития предпринимательства. Мы всем обществом должны поддержать малый бизнес».
12. «Поручаю Правительству разработать законодательную основу освобождения компаний микро- и малого бизнеса от уплаты налога на доход сроком на три года. Соответствующие поправки в законодательство должны вступить в силу с 2020 года».
13. «С января 2020 года вступит в силу мое решение о трехлетнем запрете на проверки субъектов микро- и малого бизнеса».
14. «Мы верим в добропорядочность и законопослушность нашего бизнеса, который должен нести ответственность перед потребителями и гражданами. В период действия моратория необходимо активизировать инструменты саморегулирования, общественного контроля».
15. «Систему государственной финансовой поддержки МСБ нужно «перезагрузить», отдавая приоритет новым проектам».
16. «Поручаю Правительству в рамках новой «Дорожной карты бизнеса» выделить на эти цели (новые проекты — редакция) дополнительно 250 млрд. тенге в следующие три года».
17. «Нужно активно внедрять новые формы поддержки бизнеса с упором на социальные аспекты – создание семейных бизнесов, в первую очередь для многодетных и малообеспеченных семей».
18. «Следует обратить особое внимание и на развитие туризма, в особенности эко- и этнотуризма, как на важную сферу экономики».
19. «750-летие Золотой Орды нужно отметить с точки зрения привлечения внимания туристов к нашей истории, культуре, природе».
20. «Для развития туризма важно обеспечить строительство необходимой инфраструктуры, в первую очередь дорог, а также готовить квалифицированных специалистов».
21. «Предстоит решительно повысить эффективность господдержки компаний, работающих на экспорт.
22. «Поручаю Правительству в рамках Госпрограммы индустриально-инновационного развития разработать комплекс мер по поддержке высокопроизводительного среднего бизнеса, включая налоговое, финансовое, административное стимулирование».
23. «Необходимо серьезно активизировать работу по привлечению прямых иностранных инвестиций, без которых резервы дальнейшего роста экономики будут ограничены. Это одна из приоритетных задач исполнительной власти».
24. «Казахстан взял курс на развитие цифровой экономики».
25. «Наша задача – усилить лидерство в регионе по уровню развития инфокоммуникационной инфраструктуры».
26. «Правительству предстоит адаптировать законодательство под новые технологические явления: 5G, «Умные города», большие данные, блокчейн, цифровые активы, новые цифровые финансовые инструменты».
27. «Казахстан должен стать брендом в качестве открытой юрисдикции для технологического партнерства, строительства и размещения дата-центров, развития транзита данных, участия в глобальном рынке цифровых услуг».
28. «Международный финансовый центр «Астана» мог бы стать платформой для развития новейших цифровых технологий совместно с Назарбаев Университетом».
29. «Мы имеем значительный потенциал для производства органической и экологически чистой продукции, востребованной не только в стране, но и за рубежом».
30. «Мы должны поэтапно увеличить количество орошаемых земель до 3 млн. гектар к 2030 году. Это позволит обеспечить рост объема сельхозпродукции в 4,5 раза».
31. «Актуальной задачей является привлечение в сельское хозяйство иностранных инвесторов».
32. «…наша задача – обеспечить эффективное использование земель».
33. «Земля – наше общее богатство и должна принадлежать тем, кто на ней работает».
34. «Повышение продуктивности сельского хозяйства невозможно без организации надлежащих условий для качественной жизни на селе».
35. «Мы продолжим реализацию специального проекта Елбасы «Ауыл – Ел Бесігі».
36. «Нам предстоит решить крайне непростую проблему содержания небольших населенных пунктов. Разработаны региональные стандарты, которые теперь следует внедрить в более чем трех тысячах опорных и спутниковых сельских населенных пунктах».
37. «Поручаю Правительству направить на реализацию «Ауыл – Ел Бесігі» 90 млрд. тенге в следующие три года дополнительно к 30 млрд. тенге, выделенным в этом году.
Эти средства пойдут как на решение инфраструктурных вопросов – транспорт, водоснабжение, газификация, так и на ремонт и строительство школ, больниц, спортивных площадок.»
38. «…необходимо модернизировать налоговую систему с фокусом на более справедливое распределение национального дохода».
39. «…поручаю Правительству отложить введение дополнительных пенсионных отчислений в размере 5% до 2023 года».
40. «Следует обеспечить кредитование бизнеса банками второго уровня на приемлемых условиях и на длительный срок. Нацбанку до конца года необходимо завершить независимую оценку качества активов банков второго уровня».
41. «Что касается социального положения населения, Правительство должно проявить настойчивость в решении этого вопроса».
42. «Поручаю Правительству рассмотреть возможности стимулировать работодателей увеличивать фонд оплаты труда».

ІV. НОВЫЙ ЭТАП СОЦИАЛЬНОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ.
1. «Бюджет страны должен быть ориентирован на две основные цели – развитие экономики и решение социальных проблем».
2. «В социальной сфере особое внимание следует уделить следующим направлениям.
Первое. Повышение качества образования.
Второе. Поддержка института семьи и детства, создание инклюзивного общества.
Третье. Обеспечение качества и доступности медицинских услуг.
Четвертое. Поддержка работников культуры.
Пятое. Дальнейшее развитие системы социальной поддержки.
Шестое. Отдельно хочу обратить внимание на развитие отечественной пенсионной системы, в которой накопились серьезные проблемы».
3. Мы должны перейти к политике профориентации на основе выявления способностей учащихся.
4. «…следует расширить сферу действия программы «С дипломом – в село» и продолжить работу на новом уровне. Поручаю Правительству со следующего года довести финансирование данной программы до 20 млрд. тенге».
5. «Необходимо отбирать талантливую сельскую молодежь и готовить ее для обучения в отечественных и зарубежных вузах.
Поручаю Правительству разработать Дорожную карту по поддержке одаренных детей из малообеспеченных и многодетных семей.
Правительство и акимы должны также обеспечить таким детям возможность посещать кружки, центры и летние лагеря».
6. Обеспечение школьников качественными учебниками – прямая обязанность профильного министерства.
7. «Эти меры не дадут эффекта, если мы не улучшим социальное положение учителей и преподавателей».
8. Президент РК «…поручил в течение предстоящих четырех лет повысить заработную плату учителей в два газа. Это значит, что со следующего года заработная плата педагогов увеличится на 25 %».
8. «Вопросы защиты прав ребенка и противодействия бытовому насилию должны быть нашим приоритетом».
9. «Нам предстоит создать целостную программу по защите детей, пострадавших от насилия, а также их семей.
Особое внимание должно уделяться семьям, у которых на попечении находятся дети с ограниченными возможностями. Только по официальной статистике на учете по инвалидности состоит более 80 тысяч детей.
Правительству следует разработать меры по улучшению медицинского и социального сопровождения детей с диагнозом ДЦП.
Необходимо расширить сеть малых и средних центров реабилитации для детей в «шаговой доступности».
Мы обязаны создавать равные возможности для людей с особыми потребностями.
Я говорил об этом в рамках своей предвыборной платформы. Теперь поручаю Правительству выделить на данные цели не менее 58 млрд. тенге в течение трех лет».
10. «Особого внимания требуют вопросы укрепления здоровья нации. Важно развивать массовый спорт среди всех возрастных групп населения.
Нужно обеспечить максимальную доступность спортивной инфраструктуры для детей.
Развитие массовой физической культуры должно стать пирамидой, на вершине которой будут новые чемпионы, а у её основания мы получим здоровую, активную молодёжь и, в конечном счете, сильную нацию.
Необходимо законодательное обеспечение этого курса, а также принятие Комплексного плана по развитию массового спорта».
11. «2020 год объявлен «Годом волонтера». Актуальная задача – расширить участие граждан, особенно молодежи, студентов и учащихся в добровольческой деятельности, привить им навыки активной жизненной позиции. Это важная составляющая часть нашей работы по укреплению гражданского общества».
12. «С 1 января 2020 года в Казахстане запускается система обязательного социального медицинского страхования».
13. «…государство сохраняет гарантированный объем бесплатной медицинской помощи. На его финансирование будет направлено более 2,8 трлн. тенге в течение следующих трех лет».
14. «…реализация ОСМС призвана улучшить качество и доступность медицинских услуг».
15. «В рамках трехлетнего бюджета будет направлено дополнительно более 2,3 трлн. тенге на развитие системы здравоохранения».
16. «Правительство должно со следующего года увеличить зарплату работников культуры».
17. Государством предпринимаются все меры для поддержки нуждающихся граждан.
Объем выделяемых из бюджета средств на социальную поддержку с 2017 года увеличился в 17 раз и более».
18. «Наше государство по Конституции является социальным и поэтому должно выполнять свои обязательства перед гражданами.
Правительство в своей работе обязано исходить из этого принципа, а резервы необходимо находить за счет сведения на нет всех неэффективных расходов и повышения доходов».
19. «В то же время нужно позаботиться о детях из малообеспеченных семей. Для них необходимо ввести гарантированный социальный пакет – регулярную помощь детям дошкольного возраста, бесплатное горячее питание для всех школьников, обеспечение их учебными принадлежностями и формой, оплату медицинской, в том числе стоматологической помощи, возмещение затрат на проезд в общественном транспорте.
Все эти меры должны вступить в действие с 1 января 2020 года».
20. «Правительству совместно с НПП «Атамекен» предстоит срочно, в течение месяца, разработать специальную программу вовлечения многодетных матерей в микро и малый бизнес, в том числе на дому».
21. «Правительству совместно с Национальным банком следует провести серьезную работу по повышению эффективности пенсионной системы».
22. «Поручаю Правительству до конца года проработать вопрос целевого использования работающими гражданами части своих пенсионных накоплений, например, для покупки жилья или получения образования».
23. «В целях оптимизации затрат и улучшения качества инвестиционного управления активами поручаю Правительству изучить вопрос консолидации внебюджетной системы социального обеспечения путем создания единого социального фонда и введения одного социального платежа».
V. СИЛЬНЫЕ РЕГИОНЫ – СИЛЬНАЯ СТРАНА.
24. «В этом направлении нужно сосредоточиться на следующих задачах.
Первое. Повышение эффективности работы местных органов власти.
Второе. Реформа системы межбюджетных отношений.
Третье. Управляемая урбанизация и единая жилищная политика.
Четвертое. Развитие инфраструктуры».
25. «У людей всегда должен быть доступ к местным властям. Это – аксиома, но не реальность».
26. «Со следующего года в распоряжение регионов передаются дополнительные налоговые поступления от МСБ.
Назрела необходимость пересмотра организации бюджетного процесса на всех уровнях. Большую роль в этой работе должно сыграть реальное вовлечение населения в формирование местных бюджетов».
27. «Районный, городской и сельский уровни власти должны стать экономически более самостоятельными в решении задач местного значения. Их права, обязанности и ответственность следует четко урегулировать в законодательных актах».
28. «Правительство должно принять действенные меры по управлению миграционными процессами».
29. «В своей предвыборной программе я отметил необходимость разработки единой жилищной политики.
Основной принцип – повышение доступности жилья, особенно для социально-уязвимых слоев населения.
Правительству необходимо разработать единую модель жилищного развития в стране, отойти от практики принятие разрозненных между собой программ».
30. «Мое поручение Правительству – в течение трех лет решить вопрос предоставления жилья малообеспеченным многодетным семьям, стоящим в очереди. Их у нас около 30 тысяч.
Гражданам, которые не располагают доходами для приобретения жилья в собственность, надо дать возможность проживания на условиях социальной аренды.
На эти цели к 2022 году государством будет выделено свыше 240 млрд. тенге.
Следует разработать новые меры вовлечения частного бизнеса в эту работу, задействовать механизмы государственно-частного партнерства».
31. «Правительству до конца года следует создать единую национальную систему учета очередников на арендное жилье, а также на получение льготных жилищных займов по программе «Бақытты Отбасы»».
32. «Необходимо выделить регионам не менее 30 млрд. тенге за два года в виде бюджетных кредитов на модернизацию и ремонт жилого фонда.
Поручаю Правительству предусмотреть данный механизм и жестко контролировать эффективность освоения этих средств».
33. «Бюджеты развития регионов к 2022 году превысят 800 млрд. тенге.
Поручаю акимам совместно с местными маслихатами обеспечить направление половины этих средств на софинансирование модернизации ЖКХ и решение актуальных социальных проблем жителей регионов.
Очевидно, что жители различных регионов страны имеют разный уровень доступа к чистой питьевой воде, природному газу, транспортной инфраструктуре.
Необходимо активизировать работу по нивелированию этого неравенства».
34. В течение следующих трех лет будет выделено порядка 250 млрд. тенге на обеспечение наших граждан чистой питьевой водой и услугами водоотведения.
35. «В поле зрения исполнительной власти должна находиться полная и качественная реализация программы «Нұрлы жол».
Это стратегический проект, благодаря которому действенная модернизация затронет всю транспортную инфраструктуру.
На эти цели до 2022 года государство вложит более 1,2 трлн. тенге инвестиций».
36. «Правительству необходимо активизировать работу по улучшению экологии, расширению использования возобновляемых источников энергии, культивированию бережного отношения к природе. В этом отношении одобрения заслуживает кампания «Бірге – таза Қазақстан!», которую нужно продолжить».
37. «Мы вступили в новый этап реформирования страны. Мы должны качественно выполнить поставленные задачи.
Каждый житель нашей страны должен почувствовать позитивные изменения».
38. «Мы хорошо знаем обо всех проблемах, которые волнуют народ».
39. «Казахстан – наш общий дом!»
40. «Конструктивный общественный диалог – основа согласия и стабильности».
41. «Нашим неизменным принципом остаются и крылатые слова Елбасы «Единство народа – наше самое ценное достояние».
42. «Согласие и единство, мудрость и взаимопонимание способствуют нашему движению вперед».

 

В сентябре 2021 года в рамках реализации программы «Рухани Жаңғыру» в школе прошли следующие мероприятия: Торжественная линейка «Здравствуй, школа!» 1 сентября, подготовленная членами школьного Парламента, прошла только для первоклассников. В этом году День знаний был посвящён 30-летию Независимости Республики Казахстан. Во время праздника прозвучали стихи и песни, а также детям были вручены их первые книги – «Буквари»; — «Магически-экологическая акция». Учащиеся седьмых классов приняли участие в городской акции по сбору использованных батареек — Члены школьного парламента приняли участие в городском конкурсе видеороликов «Мы за чистый город!» в рамках конкурса Эковолна — Ребята из детской организации «Жас Қыран» попробовали себя в роли юных художников, в красках изобразили красоту осенней природы. Выставка рисунков «Золотая осень» оформлена в рекреации первого этажа; — Ряд открытых уроков на тему «Достижения Независимости», «Мы – новое поколение!», «Тәуелсіздік ұрпақтары», посвященных 30-летию Независимости РК в дистанционом формате. Были приглашены гости: депутат маслихата района Беимбет Майлин, Лучший волонтёр Костанайской области 2020 года Сапабеков Омар, лауреат Золотой книги молодежи Костанайской области Бирмагамбетов Наурызбек; — члены школьного клуба «Адал Ұрпақ» приняли участие в заочном слёте патриотических клубов. Ребята представили свои работы в конкурсах фотографии, стихотворений и буктрейлеров.